Чёртово городище №3

13:42, 01 сентября 2017

Забытые легенды о забытых местах жиздринского района 

Мы уже рассказывали об утерянных легендах Мещовского района – волшебных рассказах, ходивших еще недавно, а сейчас почти забытых. В нашей области есть и другие места, где долго сохранялась живая старина. Интересные и своеобразные былички и предания и мы, и другие краеведы записывали в Жиздринском и Людиновском районах, помимо бытующих в области почти стандартных историй про русалок и колдунов, здесь удавалось услышать и более оригинальные: об обезьянках в лесу, о громадном камне с таинственными знаками, в советские времена зачем-то перевернутом «лицом» вниз, об ушедшей под землю доменной печи... Но если еще лет десять–пятнадцать назад их в селах и деревнях рассказать могли многие, то сейчас даже коренные жители в большинстве вспоминают хорошо если фрагменты слышанного в детстве. Все труднее у нас встретить «хранителя» местных преданий – старожила, помнящего легенды и традиции своего села. 

...В минувшем июле я предпринял очередной поход по этим местам – главной целью было выяснить, осталось ли что-то в лесах или хотя бы в народной памяти от гремевшего во второй половине ХIХ века Мальцовского заводского округа – сети железоделательных и механических заводов и рудников, связанных узкоколейками. В ходе этой вылазки и повезло познакомиться с М. Е. Беззубцевой – уроженкой несуществующего ныне села Буда Монастырская, оказавшейся именно таким знатоком своего края. Ее рассказы оказались не просто интересными, а удивительными – помимо преданий о Мальцовских рудниках, быличках о русалках и воспоминаний о праздновании Троицы и «Жаворонков» поведала собеседница кое-что весьма небанальное... 

Чёртово городище номер три? 

- Интересные места у нас? – переспросила Мария Ефимовна. - Чертов городок! Место такое – там стояли очень большие камни. И вот сложили такую легенду – что вроде бы черти там строили себе дома ночью. А потом петух крикнет – и ихние дома разваливались... Потом узнали, что это ледник камни оставил... Еще после войны, когда мы из эвакуации вернулись, там были очень большие камни. Не помню, чтобы отесанные или как-то сложенные... А раньше еще больше было. Дедушка рассказывал, камни эти еще до войны били, фундаменты делали. С каких-то известь жгли. Сейчас уже только название осталось. Хотя раньше этого места как-то побаивались: «Ой, не ходите туда – там черти живут!»

- Это не то Чертово городище, что под Козельском, – спросил я? 

- Нет, то, я слышала, это далеко. И не под Брынью, нет. Это рядом, как раз недалеко от бывшей узкоколейки и рудокопей. Рядом еще страшное место было – Нюхино. Там всегда водило людей. Блудили многие-многие, мама блудила. Там даже не лес, просто кусты. Собирались, искали. Находили, бесследно не пропадали. Ров там был, Даже в этом рву находили... 

Сомнений в том, что «чертов городок» не выдуман собеседницей, не было, но, конечно, я попытался получить и дополнительные сведения о нем, расспрашивая крестьян в окрестных деревнях. Увы – больше ничего существенного узнать не удалось. Хотя само название еще помнят многие. Но и только. 

- Помню, мы с дедом ездили туда дубы пилить, – объяснял встреченный на улице пожилой мужчина. – Говорит: «Где мы с тобой дубы возьмем? Поедем в Чертов городок». «Городок, городок», а что городок? Глухое место. Дикое какое-то. Про чертей после войны ничего не слышал. Камней там тоже не видел. Может, и были. Потому что вот дом напротив разваливается – такие глыбы в фундаменте торчат. Откуда брали такой толщины? 

Итак, еще одно Чертово городище? Уже минимум третье в Калужской области! Ибо помимо всем известного памятника в Козельском районе есть и другое – в Думиничском (камни там также давно разобраны). А возможно, было и еще одно – в рассказе «Тютенькин лог» Михаил Пришвин (живший тогда в г.Белеве) упоминает Чертово городище, располагавшееся в глубоком логу, чуть ли не в провале, по описанию совсем непохожее на известные. А уж в России таких «чертовых» городков и городищ еще больше – есть и в Астраханской области, и в Татарии, и на Урале... И обычно это городища и в прямом смысле – места древних укрепленных поселений. Предки же не глупыми людьми были: скопления крупных камней – естественный укрепленный пункт. Очень вероятно, что использованием естественных каменных нагромождений не ограничивались, сооружали и искусственные каменные конструкции. А поскольку места такие у нас редки и впечатление производят, то и отношение к ним было особым. Археологическими раскопками практически доказано, что на Чертовом городище под Козельском был значимый культовый центр (капище) в дохристианские времена... 

Соловей-разбойник в Калужской области? 

- Дедушка рассказывал, – продолжала повествование Мария Ефимовна, - когда-то на месте нашего села рос непроходимый лес. Потом люди поселились. Но надо же в церковь ходить? А церковь в Зимницах, в семи километрах село. И вот в церковь ездили по звону колокольни, дорогу сделали. И там сидел Соловей-разбойник. На дубу. Этот Соловей-разбойник встречал богатых, отбирал, делил все бедным. На дереве сидел, да, на дубу. У нас и сейчас есть дуб, это в Ведровке, его не обхватишь. Про других разбойников не рассказывали, только про него... 

Как и в случае с Чертовым городищем, другие мои собеседники о Соловье-разбойнике знали мало и говорить как-то стеснялись. Мужчина в Новослободске, приехавший навестить малую родину, посмеиваясь и смущаясь, говорил: 

- Соловей-разбойник сидел вон на речке... Здесь большак был. До Людинова, когда Катька ехала, молиться, ну, Екатерина, березы по нему сажали. Перед тем проездом. Это была прямая дорога. На Брянск и на Киев. Ну и Соловей-разбойник... 

Соловей-разбойник у нас? Вероятно, это уж совсем уникальное предание, и не только для нашей области. Слышать и читать об аналогичных мне не приходилось. Правда, возникает вопрос: не из известной ли былины про Илью Муромца перешел этот персонаж в Жиздринский район? Ведь былины в школах и до революции «проходили». А перенос прочитанного на местную почву – дело известное. Местные жители иной раз и курган Князя Серебряного покажут, и место гибели Тараса Бульбы... Вариант возможный. Однако он не кажется слишком вероятным. Во-первых, в наших преданиях ни слова про Илью Муромца. а ведь в былине он главный герой. Во-вторых, своеобразный культ «особых» деревьев в нашей области, как раз в ее Полесских районах, прослеживается. О дубах и елках, на которые «слетались колдуны», говорят и в Хвастовичском районе, и в Ульяновском... Соловей-разбойник, конечно, не колдун, но некоторая параллель все же есть. Жаль, что предания так обрывочны. Ведь тот самый, былинный, Илья Муромец (его прототипом многие считают реального силача ХII века по прозвищу Чоботок, позднее постригшегося в монахи под именем Илия) – уроженец Мурома, он на самом деле мог ехать в Киев через эти места. А вдруг предания о калужском Соловье-разбойнике не заимствованы и на самом деле уходят в те времена? 

Целительная вода из четырёх ручьёв 

И еще один рассказ бабушки Беззубцевой: 

- У нас рядом четыре ручья было – ключи били. И стекались в одну речку. Она попадала в речку Ведровку. Там много выдров жило – отсюда ее название... Если кто заболят, все говорят: идите где четыре ручья стекаются - воду берите, умывайтесь. Лечебная вода – как чуть-чуть заболят, брали. Там и после войны еще видны были как бы каменные плиты – и с этих плит воду черпали. И детей умывали, и крестили детей... А теперь там все заросло, даже не узнаешь, где были колодцы. 

Здесь мы уже имеем дело с культом родников. У нас он был широко распространен и сохранился с языческих времен, чуть трансформировавшись, поныне: святые родники с многочисленными иконами, очень почитаемые в народе, можно встретить во всех концах области. В Кирове рассказывают о роднике, помогающем при глазных болезнях, в Бояновичах – о ручье, который подкармливали, чтоб не разливался, под Товарковом – о ручьях с живой и мертвой водой... Каменный крест, по которому «сливали» воду «из трех колодцев», имелся в Козельском районе. Но вот именно такой вариант – целебная вода на слиянии четырех ручьев – мне встретился впервые. Да и само место, видимо, должно было выглядеть достаточно необычно – увы, по всем рассказам, ныне оно заболотилось и пробраться к нему проблематично. Хотя, возможно, мы попробуем поискать вышеописанные легендарные памятники, чтобы судить о них не только по обрывкам преданий. И в случае успеха обязательно расскажем. 

А к читателям традиционная просьба – поделиться известными им преданиями и поверьями о своих родных местах. Нужно сделать все, чтоб они не ушли окончательно. Автору можно написать по адресу: AP40@mail.ru.

Андрей Перепелицын 

Фото автора.

Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.