Выйти из кабинетов

10:36, 08 сентября 2017

Валерий михеев об основных проблемах, волнующих общество 

Начался новый учебный год, сегодня мы поговорим о главных вопросах и задачах, стоящих перед системой образования. Так сложилось в последнее время, что начало нового учебного года прочно ассоциируется с изменениями в образовательной сфере. Не станет исключением и этот год. Сегодня общественное мнение в стране фокусируется на нескольких проблемах, они достаточно важные. Какие же проблемы волнуют сегодня общество? 

Укрепление единого пространства 

Прежде всего это реформирование управления образованием, привлечение в школы молодых специалистов и их закрепление в профессии, создание национальной системы учительского роста. Кроме этого, в последнее время оживились дискуссии, связанные с изменением роли традиционного школьного образования. Эти темы как раз и обсуждались накануне 1 сентября на форуме работников системы образования региона. 

Одним из главных лозунгов современной политики является восстановление якобы утраченного единого образовательного пространства. Под этим понимается не только переход к использованию единого учебника. Одним из инструментов его укрепления может стать огосударствление школы, под которым понимается передача функций учредительства школ, детских садов и учреждений дополнительного образования с муниципального уровня на уровень субъекта Федерации. По словам министра образования и науки области Александра Аникеева, эта глубокая реформа рассматривается как средство против разбалансированности системы, которая приведет к повышению ее эффективности, увеличению объемов финансирования, будет способствовать укреплению единого образовательного пространства России. 

В школах ждут молодёжь 

Идея повышения эффективности и качества образования очень тесно связана и с кадровой проблемой - привлечением в школы молодых учителей, их адаптация и закрепление в школе. Сегодня очевидно, что повышение зарплаты учителей не привело, к сожалению, к существенному повышению качества образования и притоку в школы молодых специалистов. Скорее всего, здесь стоит рассматривать не только материальную сторону проблемы, но и влияние других не менее значимых факторов. Как изменить в соответствии с новыми реалиями и требованиями к школе позицию зрелых, состоявшихся в профессии учителей? Стоит ли на это рассчитывать? Готовы ли современные учителя обучать детей цифровой эры по новым образовательным стандартам? 

Нельзя сказать, что молодежь не идет в школы. В нашем регионе ежегодно в систему образования вливается от 150 до 200 молодых учителей. При этом только 17 процентов из них уходит из профессии в течение первого года работы. Почему они уходят? 

- Для нас стимулом к анализу проблемы стало участие в проекте «Учитель для России», - говорит Александр Аникеев. - В настоящее время в школах области работают 50 молодых учителей - участников этого проекта. В новом году к ним присоединятся еще 48 человек. Мы очень рассчитываем, что работа этих молодых людей станет существенным фактором обновления школы. 

Система учительского роста 

Как стимулировать профессиональный рост и развитие учителя, чтобы он соответствовал высоким требованиям общества и был проводником инноваций в образовательной среде? Разработанный проект профессионального стандарта педагога не удовлетворил общество. Он оказался слишком утопичным и неконкретным. Сегодня предложен новый его вариант. И разработана по поручению президента России модель национальной системы учительского роста. По словам Александра Аникеева, ее идея базируется на профессиональном уровневом подходе к квалификации учителя, к требованиям профессионального стандарта. Карьера учителя должна развиваться от выпускника профессиональной образовательной организации до педагога-наставника. При этом устанавливаются новые должности. Кроме этого, предполагается введение новой формы аттестации учителей на основе единых федеральных оценочных материалов. Аттестация учителей будет проходить в форме квалификационного экзамена по четырем модулям: предметная подготовка, методика преподавания, психолого-педагогические компетенции и коммуникативные компетенции. 

Воплощение этого в жизнь может привести к кадровой революции в образовании, поскольку ранее учителям приходилось подтверждать свою квалификацию зачастую лишь формально. По мнению Аникеева, учителя, к сожалению, болезненно реагируют на неподтверждение своей квалификации. Например, в прошлом учебном году из 1814 учителей региона, аттестуемых на первую и высшую категории, аттестационной комиссией было отказано 80 педагогам, что составляет примерно 4,5 процента. 

Детский туризм, музеи, театр 

В обществе активно обсуждается еще одна тема. Это изменение роли школы, расширение неформального образования. Понятно, что пока школы и учителя не готовы к этому, хотя мир давно изменился. Школьная модель, основанная на обучении в классе, устарела, потому что она базируется на пассивном восприятии. Необходимо расширять возможности неформального образования, выходить за пределы школьных стен. Практика показывает, что обучение вне класса имеет сегодня не менее значительный эффект, чем традиционное обучение. 

По словам Аникеева, следует подумать о смене системы координат. Ребенку должна быть предоставлена возможность личного выбора. Прежде всего надо обратить внимание на внеурочную работу, дополнительное образование, систему организации свободного времени детей. Возьмем несколько примеров. Это историко-познавательные экскурсии по родному краю и за его пределы, детский туризм, музейная и театральная педагогика. Далее - читательские клубы на базе библиотек, школа для одаренных детей, профильные лагерные смены, обучение детей игре в шахматы. Кстати сказать, опросы показывают, что более 40 процентов родителей предпочли бы, чтобы их ребенок был занят в школе во второй половине дня, а среди форм занятости чаще всего указываются спортивные секции, объединения музыкально-художественной направленности.

Места: Калуга
Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.

Новости по теме