Кто-кто в инновационном теремочке живёт?

12:26, 22 сентября 2017

Продолжаем разговор о том, что такое инновационная культура, для чего и для кого построен ИКЦ и каким он должен быть. 

СМИ региона сейчас активно публикуют мнения жителей о Инновационном культурном центре в Калуге, который весной этого года начал свою работу. Однако полной ясности, чем и кем должен быть наполнен центр, до сих пор нет, также и в том, что считать новой культурой и нужна ли она нам вообще. В этой связи журналисты газеты «Весть» решили провести небольшой круглый стол, обсуждение на котором мы предлагаем вашему вниманию. 

Юрий Расторгуев, главный редактор «Вести»: 

- Давайте разберемся, что такое «инновация». Это не всякое новшество, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы. А следовательно, инновационная культура – это знания, умения и опыт целенаправленной подготовки, комплексного внедрения и всестороннего освоения новшеств в различных областях человеческой жизнедеятельности при сохранении динамического единства старого, современного и нового; иными словами, это свободное творение нового с соблюдением принципа преемственности. Мне кажется, это именно то, от чего мы должны отталкиваться. Еще одно толкование инновационной культуры – это восприимчивость людей к новым идеям, их готовность и способность поддерживать и реализовывать новшества. 

Татьяна Петрова, редактор отдела культуры: 

- Интересна на этот счет точка зрения Вольтера, который полагал, что если бы у человека не было потребности в новом, то мы до сих пор «лазили бы по деревьям и питались бы желудями». А Гегель считал, что потребность в новом есть сущностная характеристика «социального человека». То есть потребность в новом испытывают все люди, несмотря на то что нас часто пытаются уверить, будто нам нужно держаться только традиций. История и философия показывают, что стремление к обновлению – это нормальное стремление каждого человека. 

Ю. Р.: - Это то стремление, которое сделало человека человеком. 

Т.П.: - Что интересно, например, Вернадский подчеркивает, что «носителями нового на протяжении всей истории человечества были изгои общества». Возможно, это говорит о природе нового. Новаторство всегда было присуще изгоям, людям, которые не вписывались в стандартные, общепринятые рамки, то есть людям творческим. 

Ю.Р.: - Мы сейчас можем говорить о людях, которые являются двигателями общества и культуры, хотя, может, и вопреки устоям и традициям. 

Но нам, когда мы произносим слова «инновационная», «новая культура», не надо забывать, что смысл здесь кроется более глубокий. Это не «Черный квадрат» Малевича как икона отрицания, а это уважение к традициям и на их основе обновление формы. Так по крайней мере считают святые отцы социологии. Оптимизация соотношения между традициями и обновлением. 

Капитолина Коробова, редактор отдела рынка товаров и услуг: 

- Изгои, в хорошем понимании этого слова, продвигают культуру, искусство, науку и т.д. Возьмем Эйфелеву башню. Ведь сколько было противников ее строительства, говорили, что это уродство, а теперь она – визитная карточка Франции. Если бы мы пошли за невеждами, которым она не нравилась, то у нас бы сейчас этого не было. То же самое с импрессионистами, манеру которых называли мазней из-за размытости изображений. Это тогда тоже было новым словом в искусстве и культуре. Они отошли от традиций четкого изображения, но привнесли настроение яркими красками. Сейчас трудно представить, что этого могло бы не быть. 

Ю.Р.: - Действительно, импрессионисты свернули с общепринятого пути искусства, которое преподавалось в художественных институтах. Или, например, наши передвижники. Их выгнали из Академии художеств потому, что они отказались рисовать дипломную работу на академический сюжет «Пир бога Одина в Валгалле». Они сказали: мы поедем и будем рисовать Россию. А импрессионисты, свернув с традиционного пути, на мой взгляд, в конце концов зашли в тупик. Потом начались кубисты и пошло разложение искусства. 

Т.П.: - Вопрос - считать ли кубизм извращением искусства. Может, это как раз процесс развития. Ведь все творческое, так же как и научное, это поначалу всегда метод проб и ошибок. Творческий человек способен увидеть то, что не видят другие. И его бредовая на первый взгляд идея потом может быть подхвачена массами и будет иметь успех. И не надо забывать, что большое влияние может оказать авторитетное мнение искусствоведов, например. Кто-то сказал, что Малевич - это круто, что «Черный квадрат» – это протест, это декларация. Народ понял, когда ему объяснили. 

Ю.Р.: - Да, но что-то остается в веках, а что-то нет. Само время расставляет все на свои места. Есть какие-то новомодные вещи, которые быстро сходят на нет. А то, что по-настоящему ценно либо как произведение искусства, либо как философия искусства, как, например, у Малевича в его «Черном квадрате», где чистая философия, остается. 

К.К.: - Мне нравится, что именно время все расставит на свои места, потому что импрессионисты до нашего времени дожили и вызывают восторг, а некоторые ответвления нет. Только как определить, где новая культура, а где бескультурье? 

Ю.Р.: - Был замечательный фильм «Гори, гори, моя звезда». Там герой пытается искусство революции нести в массы, делает перформанс - сжигает Жанну д`Арк, а люди воспринимают его как сумасшедшего. А потом он видит, что у маляра дома все петухами расписано, и понимает, чем живет народ. Или у Ильфа и Петрова, когда Киса с Остапом пришли смотреть на театр, где было 23 Настасьи Филипповны. Это что такое? Или когда начинают Чехова играть голыми, классику перевирать, опошлять. Наверное, понятие инновационной культуры говорит об оптимизации соотношения традиций с новшеством, а не об опошлении традиций. 

Т.П.: - То есть все новое должно обязательно базироваться на каких-то традициях и нести ценность. Ценность созидания прежде всего. И оно должно быть культурой. Не все новое – культура. 

К.К.: - Когда мы говорим о пошлости и китче, то все равно не можем найти четкого определения. Если это будет нравиться народу, то победит. 

Ю.Р.: - Все же есть неоспоримые образцы. Будет идти культуролог или ползти пьяница мимо висящей на заборе «Сикстинской мадонны», и тот, и другой скажет, что это прекрасно. Но ведь есть вещи для ценителей, например, музыка Альфреда Шнитке, а есть Вагнер и Моцарт, о которых никто не скажет, что это плохо. И это общечеловеческие ценности. 

Татьяна Савкина, корреспондент: 

- Мне в традиционном музее, например, истории космонавтики, не хватает какой-то интерактивности, звуковых дополнений. Может, переговоров космонавтов. 

Ю.Р.: - Вопрос в том, что нужно пропагандировать общечеловеческую культуру. Но формы этой пропаганды могут быть разными, в том числе и инновационными. Есть музей, и там лежит набор железок. Ну, пришел я и посмотрел, но мне нужно услышать голоса космонавтов. Надо традиционные культурные ценности пропагандировать инновационными путями. Инновации часто большинство не принимает, но если это действительно культура, она приживается, принимается людьми. 

А задача инновационных культурных центров, наверное, пропаганда традиционной культуры и вместе с тем ее развитие. Государство зачем-то же решило построить именно инновационные центры, а не Дом культуры. И в руководстве культуры понимают, что в старые мехи новое вино заливать бессмысленно. 

Т.П.: - Мне кажется, что в работе центра должно быть два пути. Первое - это пропаганда традиционного и классического новыми методами, новыми подходами, в том числе интерактивными. Например, кинотеатр под открытым небом в большом амфитеатре ИКЦ. В Калуге это было давно, но новое - это хорошо забытое старое, и теперь это интересно. И это пропаганда хорошего кино, в том числе и мультипликационного, и документального, инновационным методом. И второе - выставки художников и архитекторов, которые мыслят нетрадиционно, лекции критиков, журналистов и т.п., которые имеют свой, отличный от других взгляд на какие-то вещи и явления. 

Ю.Р.: - То есть эти изгои, эти революционеры тоже должны иметь площадку, чтобы проявиться. 

К.К.: - Я, например, поклонница различных фестивалей, которые объединяют разные направления искусства. Вот на ВДНХ проходил фестиваль ландшафтного дизайна, светового искусства, медиаарта, фестиваль «Политех», который объединил новые научные опыты, технологии, современный театр, став гигантским научно-популярным аттракционом. Имея большие технические возможности, можно привносить это в различные мероприятия ИКЦ. 

Т.С.: - Центр мог бы стать площадкой для изобретателей. 

Ю.Р.: - В концепции центра есть и культурные, и образовательные функции, и общественное пространство, и место для культурного досуга и самоорганизации. Цель – воспитание гармоничной личности на основе традиционных высоконравственных ценностей отечественной культуры, устремленности к здоровому образу жизни, идеалам патриотизма, духовно-нравственное развитие, творческое воспитание подрастающего поколения. 

К.К.: - У каждого направления должна быть своя креативная группа, которая бы это развивала, и обязательно «кошелек», какой-то меценат, который бы это направление поддерживал и финансировал. 

Ю.Р.: - Место еще ненамоленное. А для того чтобы оно стало намоленным, туда должны ходить и «молиться» многие. Надо создавать массовость. И немаловажный момент, что все это затевается для культурного развития и просвещения. И объектом этого в большей степени должно стать молодое поколение и дети. У старшего поколения уже есть устоявшиеся понятия о красоте и культуре. А молодежь многого не знает, тем более сейчас, когда уткнуто в интернет. Задача ИКЦ - ориентировать молодое поколение. Это банально, но это так. Дети и молодежь – и объект, и субъект этой новой культуры, и носители ее. С одной стороны, надо показать им все богатство и разнообразие культурных ценностей, а с другой стороны - дать им высказать и проявить свою креативность и творчество. В ИКЦ людей должно быть «прутом не пропихнуть». Должна быть постоянная тусовка из молодых людей и детей. Считаю, что нагрузку на детскую составляющую нужно усиливать. И кружков детских должно быть миллион. 

Можно ведь и классику на литературных посиделках прочитать в форме рэпа, чтобы молодые наконец задумались и, может быть, открыли для себя Пушкина, Чехова и других. ИКЦ – это не для маленьких групп, не для «свечи под горшком». Надо вынести эту свечу, чтобы все видели. А для этого надо правильно все подать. Недаром мы ведем опросы людей разного уровня и возраста, чтобы и таким способом выработать какое-то понимание.

Фото Георгия Орлова.

Места: Калуга
Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.

Новости по теме



Новости ВРФ