Расширить картину мира

15:07, 06 октября 2017

По мнению директора 19-й калужской гимназии, это одна из главных задач школы

В этом году по состоянию на 1 сентября в школы области пришли работать 164 молодых учителя. Большинство молодых педагогов составляют учителя начальных классов, иностранного языка и математики. Но, к сожалению, не все молодые учителя удерживаются в школе, есть те, кто разочаровывается в профессии. После первого года работы из школы уходит 17 процентов молодых специалистов. В настоящее время в школах происходят перемены, внедряются новые технологии, школа становится тем местом, где можно достаточно быстро и успешно сделать карьеру. Директорский корпус меняется, происходит смена руководства. И теперь не редкость, когда директором школы становится молодой человек. 

Сегодня наш собеседник – директор гимназии №19 города Калуги, учитель истории и обществознания Денис Миронов. 

- Денис Эдуардович, как вы пришли в профессию? Это мечта детства или, быть может, влияние ваших учителей? 

- Наверное, как и у многих педагогов, выбор профессии пошел от интереса к предмету. Во многом это еще, конечно же, и заслуга моих учителей. Учился я в 12-й калужской школе. 

Не в старших классах, а несколько раньше я решил, что стану учителем.В 2002 году поступил тогда еще в КГПУ им. К.Э. Циолковского на исторический факультет. 

- Почему выбрали именно историю, а не, допустим, математику или русский язык? 

- История - это память человечества. Мы не должны сводить ее лишь к датам. Мы пытаемся понять человека, который жил до нас. Это бывает порой очень любопытно, потому что люди меняются, меняется обстановка, в которой они живут, меняется техника, меняется употребление слов и их значение. Простая фраза «распечатать письмо» в XIX-XX веках и в начале XXI века совершенно по-разному воспринимается. Если в XIX веке это означало просто вскрыть конверт, то в начале XXI века значит - запустить текст на принтер. Очень интересно, что через историю мы можем понять еще и мироощущение человека. Когда в 30-е годы ХХ века летчик Чкалов в одном из интервью сказал, что его мечта – «махнуть вокруг шарика», конечно, это было результатом изменения восприятия размеров мира человеком, по сравнению, например, с XVII, XVIII и даже XIX веком. Мне кажется, что мы можем понять, что эти люди думали не только о себе, но и о других, как они этот огромный мир воспринимали. 

История - это еще и очень мощный воспитательный фактор. Не только в школе, а вообще. Не только патриотическое, но любое воспитание невозможно без опыта, личного и чужого. И вот здесь история приходит на помощь. 

- Вы окончили университет в 2007 году и сразу прошли работать в школу? Или у вас был другой путь? 

- Когда я окончил истфак, меня пригласили на кафедру истории и политологии. Эта кафедра межфакультетская. Преподаватели вели историю на разных факультетах. За семь лет в КГУ я работал на всех факультетах в разном статусе - от ассистента до старшего преподавателя. Это был очень интересный опыт. Студенческая аудитория – аудитория особая. Она свободна, порой нерациональна, но если она чувствует, что ты предан делу, то она будет тебя уважать. 

Конечно, первые три года я еще и сам учился, потому что методика преподавания истории школьникам и студентам вуза – это порой совсем разные вещи. Через мои занятия проходило около 300 студентов в год. И преподавание, и экзамены приносили массу удовольствия. Потому что студенты говорят порой вещи, которые вызывают улыбку. На экзаменах ты видишь, как отразилось в знаниях то, что ты говорил студентам, чему пытался их научить. Важно увидеть понимание и знание предмета разговора. 

- А после КГУ где работали? 

- В 2014 году я пришел в управление образования города Калуги. Чуть больше года я курировал работу с одаренными детьми и дополнительное образование детей. И это была тоже очень интересная работа. Одаренные дети - это дети, которые вне школы, вне стандарта пытаются освоить не только учебные предметы, но и что-то еще, имеют особые потребности в образовании. Запускают ракеты, собирают роботов, занимаются театром и т.д. Это интересно, потому что даже если с такими детьми ты общаешься по минимуму, ты радуешься тому, что дети из Калуги в каких-то межрегиональных или всероссийских соревнованиях, конкурсах заняли первое место, стали призерами. Потом в течение двух лет в управлении я курировал ряд школ, а также вопросы, связанные с государственной итоговой аттестацией выпускников – ЕГЭ и ОГЭ. 

- В этом году в конце августа вы стали директором 19-й гимназии. Это же абсолютно другая работа: дети, учителя, уроки. Что для вас сейчас главное? 

- Когда мы говорим об образовании, то мы должны понимать, что образование - это не попытка взять и какими-то новыми знаниями «накачать» голову ребенка, и не только ребенка. Образование – это прежде всего попытка расширить имеющуюся картину мира. И мы можем достичь хороших результатов, только опираясь на то, что уже сделано до нас. 

Моя работа в гимназии, конечно же, более приближена к детям. Она не менее трудная и не менее интересная, чем была то этого. Это постоянное движение. Вообще, гимназия - это очень любопытный организм. Преподаются два иностранных языка – английский и французский. Здесь сильные, опытные педагоги. Очень разные и интересные дети, со своими желаниями и проблемами. Я веду историю и обществознание в двух шестых классах. Это дети, которые по-другому – даже по сравнению с нынешними старшеклассниками и тем более студентами – относятся к информации. Они, как ртуть, очень живые. 

- Учителя гимназии, наставники помогают вам в работе? 

- Коллектив у нас очень хороший, мне здесь комфортно. Мы вместе полтора месяца, и мы друг друга поддерживаем. Во всяком случае я считаю, что моя задача как директора сделать так, чтобы мои решения в коллективе были понятны и поняты. Я стараюсь с учителями советоваться, услышать их мнение. 

- Тяжело было согласиться на такую ответственную должность? 

- Я знал, что будет непросто. Я сознаю, что это очень большая ответственность, большой объем работы. Никакой эйфории, что стал директором, нет. Но и не жалею о сделанном выборе. 

- Что бы вы пожелали молодым учителям, которые приходят в школы? Как им легче адаптироваться в коллективе? 

- Прежде всего нужно полюбить детей и при этом не забывать, что ты любишь и знаешь свой предмет, удержать баланс между верностью предмету и любовью к детям. Еще очень хочется, чтобы как можно чаще улыбались близкие люди учителей - друзья, родственники, чтобы эти улыбки учителя видели. И еще, безусловно, хочется пожелать, чтобы у учителей были успешные и благодарные ученики. 

Беседовал 

Михаил Бондарев. 

Фото Сергея Лялякина. 

Места: Калуга
Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.

Новости по теме