Молодой учитель – миф или реальность?

15:42, 06 октября 2017

Выпускница Обнинской гимназии Катерина Короткова рассказывает, почему она выбрала профессию преподавателя

Я работаю в школе второй год и, соответственно, являюсь молодым учителем. За это время я успела обнаружить, что в понимании современного общества понятия «молодой» и «учитель» такие же несовместимые, как, например, «честный» и «вор». Если ты молод и активен, то, будь добр, занимайся бизнесом, торговлей, финансами, а преподавание оставь взрослым и знающим людям. Вот уже второй год при упоминании того, чем я занимаюсь, чаще всего от своих знакомых и друзей я слышу высказывания типа: «Ой, это же так скучно! Тебе скоро надоест!», «Это же такая неблагодарная профессия!», «Тебя что, на другую работу не взяли? Тебе вообще за это платят?» Нет, не скучно. Да, платят. Нет, профессия учителя не была моим запасным вариантом. Таким образом, к собственному удивлению я обнаружила, что профессия школьного учителя, одна из самых древних и, казалось бы, самых прозрачных и понятных, окутана мифами, которые стоит развеять. 

Миф № 1: молодой учитель не имеет достаточного опыта, чтобы учить детей

Любому выпускнику вуза знаком этот порочный круг: «не берут на работу, потому что недостаточно опыта, потому что не берут на работу…» Однако всё больше и больше школ приходят к пониманию того, что коллектив преподавателей необходимо омолаживать. Например, в Обнинской Свободной Школе работают около десяти молодых учителей, почти все из них - выпускники этой школы. Директор ОСШ Татьяна Алексеевна Мачула не считает отсутствие опыта проблемой: 

- Любой начинающий учитель, придя в школу, сталкивается с одними и теми же проблемами, вне зависимости от своего возраста. Однако молодые учителя быстрее учатся, а мы, обучая их своему мастерству, подготавливаем себе достойную смену. Ведь стоит вспомнить, что в дореволюционное время учителя работали в школах всего по 15 лет, а затем выходили на пенсию. 

Миф № 2: учитель - очень неблагодарная профессия

В современном обществе вряд ли можно говорить об обесценивании профессии учителя. Наоборот, современная школа возлагает большую надежду на молодых учителей и поэтому очень их ценит. 

- Неважно, как меняется система образования, ключевым её звеном является и будет являться учитель. При работе с детьми большое значение имеет человеческий фактор, именно к молодым учителям дети тянутся больше. А от учителя, который им нравится, они возьмут любые знания. Будущее - за молодыми учителями, - убеждена Татьяна Мачула. 

Действительно, в молодых учителях дети видят своих друзей, и такой отдачи, энергетики, как от них, вы не получите ни от кого. Не стоит беспокоиться, что дети вам неблагодарны: когда вы увидите, с каким удовольствием они идут на ваш урок или с каким теплом о вас отзываются их родители, вы поймете, что ваш труд действительно вознагражден. Именно глядя на своих школьных учителей - учителей Обнинской гимназии, в частности преподавателя английского языка Ирину Александровну Дёшину и преподавателя истории Елену Геннадьевну Иванову, я укрепилась в решении стать учителем. 

Миф № 3: быть учителем - скучно

Скука - чувство, которое вы, вероятнее всего, вообще не испытаете, если будете работать учителем. В первую очередь, это работа с людьми, а точнее, с самым «нескучным» их проявлением - детьми. Несмотря на существование расписания уроков и учебного плана, своей непосредственностью и непредсказуемостью они делают каждый день и урок непохожим на предыдущий. 

Кроме того, работа учителем - это возможность совмещать приятное с полезным. Вам нравится строить роботов? Пожалуйста, робототехника - одно из самых перспективных направлений в современных школах. Вы мастер спорта по шахматам? Так почему бы не передать своё мастерство детям, получив от них при этом максимальную отдачу? 

Учитель ОСШ по литературе Сергей Куликов совсем недавно закончил филологический факультет и сразу пошел преподавать в свою родную школу: 

- Мне интересна прежде всего литература — ее я и преподаю. Мне нравится учить детей литературе, хотя, конечно, важно помнить, что это большая ответственность. Скажем так, я поступал скорее на филологический, а педагогическая сторона меня интересовала не сильно. Но практика в школе во время учёбы в университете показала, что со школьником возможен диалог, особенно если ребёнок сам увлекается чтением. 

Миф № 4: учителям мало платят

Работа учителя отличается тем, что это что-то среднее между работой на себя и работой на «дядю». В определенной степени учитель может контролировать свою нагрузку (взять дополнительные часы, курсы, кружки), а значит, и зарплату. Исключительным полем деятельности представляется репетиторство: вот тут вы действительно вольны организовывать работу так, как вам нравится и в то время, когда вам удобно. Современные репетиторы — своего рода бизнесмены, которые, создав себе широкую клиентуру, получают неплохой доход. Недаром Дмитрий Анатольевич Медведев отметил, что «энергичный учитель всегда найдёт как заработать». 

Миф № 5: учитель - крайне неперспективная профессия,а о карьерном росте не может быть и речи

Пойдя работать в школу, вы не обрекаете себя всю жизнь провести на одной должности, без дальнейшего личностного развития. Профессии учителя тоже знаком карьерный рост: вы можете стать учителем первой или высшей категории, занять место председателя методического объединения, завуча или даже директора. 

Кроме того, за вами возможность развивать новые направления подготовки в вашей школе, открывая, например, различные кружки и курсы или создавая собственную, ни на что не похожую методику. Современная школа с удовольствием прислушивается к идеям своих учителей и поддерживает любые их инициативы. 

Важно помнить, что несмотря на определенные рамки, в которые нас ставит система образования, преподавательская деятельность — самая творческая, а сам учитель сочетает в себе качества не только педагога, но и актёра, художника и психолога.

Места: Обнинск
Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.