Туристов привлечёт «таинственная Калуга»

12:21, 13 октября 2017

Алексей Урусов, журналист, краевед:-

Калугу принято считать колыбелью космонавтики. Именно этот бренд десятилетиями привлекал в наш город тысячи туристов со всей страны и из-за рубежа. 

Сегодня же ситуация иная, чем была несколько лет назад, и уж тем более отличная от времен начала эры освоения космоса. 

Космос, как бы это ни было печально, уже не является тем единственным фактором, привлекающим людей посетить наш город. 

То же, впрочем, можно сказать и о любом другом месте, в котором существует пусть известный, но один туристический бренд. 

Современный путешественник, избалованный предложениями на любой вкус - от исторических туров до гастрономических, ищет для себя что-то новое. 

В этой связи возникает необходимость представить Калугу в ином свете, дать ее гостям больше маршрутов, чтобы узнать этот город с разных сторон, получить возможность возвращаться сюда вновь и вновь и каждый раз открывать его для себя в новом ракурсе. 

Что тут можно предложить? Можно и нужно привлекать посетителей своими «фишками». 

О чем здесь можно говорить? Во-первых, это программы, которые бы рассказывали о Калуге и области как о земле, где исторически, во всех войнах давался отпор врагу на пути к Москве, как было в 1480 году, в Смутное время, в 1812 и 1941 годах. Во-вторых, это бренд родины российского суверенитета. Список этот можно продолжать еще долго и по той причине, что уникального и интересного у нас хватает, и потому, что знают об этом, к сожалению, очень немногие. 

Отдельно хотел бы остановиться на теме, которая в последнее время становится привлекательной. Она активно развивается в Санкт-Петербурге и Москве. Есть путеводители, специальные экскурсионные маршруты, рассчитанные в том числе и на самую взыскательную публику. Я сейчас говорю о бренде «таинственная», если хотите, «мистическая» Калуга. Это востребовано. 

Рассказы об Иване Грозном, Болотникове, Марине Мнишек, Лжедмитрии II, Екатерине II, Шамиле, которые связаны с нашим городом, экскурсии по старинным домам, обросшим легендами, подземельям - все это, как показывает практика той же северной столицы, пользуется спросом. 

Могу подтвердить интерес к данной тематике и по своему опыту проведения экскурсий по областному центру. Вспоминается случай, когда группа экскурсантов попросила меня показать город, к слову сказать, в котором они были впервые, не через традиционные бренды, о которых можно в полной мере узнать из интернета, а в необычном ракурсе. 

Подтверждением интереса публики к данной тематике, желания открывать для себя Калугу как город с многовековой историей, где каждый камень, каждое старинное здание, которых, к счастью, сохранилось еще не так уж мало, сияют своей особой аурой, служит определенный ажиотаж по поводу недавно вышедшей книги «Тайны старой Калуги. Легенды, предания, мистика». Это своего рода путеводитель, позволяющий по-новому взглянуть на уходящую Калугу, ощутить ее неповторимый дух, который еще хранят купеческие особняки Воскресенской улицы, аптека на Театральной, старинные храмы, дух, который сохраняется в надгробиях Пятницкого кладбища и воссозданном некрополе Лаврентьева монастыря. 

Для практического же воплощения и продвижения нового туристического бренда «таинственной Калуги» необходимо решить ряд проблем.

Прежде всего вопрос сохранения старого города, улиц, архитектурных и исторических зданий, с которыми связаны известные имена и фамилии, легенды и предания далекого прошлого. 

Как это сделать - вопрос дискуссионный. Здесь возникает множество подводных камней, ведь старая часть города, хоть и памятник, – все-таки живой организм. Ее нельзя законсервировать как музейный объект. Для этого не хватит никаких средств. Кроме того, будет утрачена сама аура места, которая привлекает сюда жителей и гостей города. 

С другой стороны, мириться с наличием в центре пусть и памятников, но в основной своей массе ветхих и аварийных домов, также нельзя. Как бы они ни были живописны и аутентичны, без должного ухода и содержания это в ближайшем будущем руины. 

Что со всем этим делать? Выход видится в создании в центре Калуги туристического квартала. Не новодела по типу потемкинской деревни, не законсервированной старины, куда подчас страшно зайти из-за боязни, что под тобой провалится пол или на голову рухнет потолок, а квартала, где современность и старина будут идти рука об руку. 

Сделать это возможно только при взаимодействии властей, бизнеса, неравнодушных калужан,  понимая, что наша богатая история, наши памятники, наша старина должны восхищать не только нас, но и привлекать сюда гостей из других уголков страны, приносить прибыль современным калужанам и давать средства на сохранения старого города в должном виде.

Места: Калуга
Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.

Новости по теме