Хроники сбитого штурмовика

14:55, 13 октября 2017

По остаткам самолёта поисковики восстановили события 76-летней давности

3 августа нынешнего года поисковики объединения «Рубеж» нашли остатки самолёта с бортовым номером 3625. Это произошло в километре от бывшего военного аэродрома, у деревни Кувшиново, в пяти километрах от Юхнова. О том, как им удалось установить имя пилота, тип самолета, детали боя, рассказывает участник экспедиции Александр Туманов:

- Прежде всего нам удалось установить имя летчика сбитого самолета. Им был Михаил Сафронович Лахурин - уроженец Смоленской области. Воевал на штурмовике Ил-2 с первых дней войны в составе 243-го ШАП (штурмовой авиационный полк). На момент последнего боя ему было 23 года. В армии служил с 16 апреля 1940 года, младший лейтенант.

В боях под Москвой Лахурин был сбит дважды. Первый раз смог дотянуть до аэродрома и посадить самолет. А второй раз не удалось. Это случилось 14 октября 1941 года, в день рождения Михаила. Долгое время летчик числился погибшим, а на самом деле попал в плен. Прошел через три немецких концлагеря. Затем  совершил побег, находился в американской зоне оккупации. Был интернирован на Родину, где сполна хватил за пребывание в плену. Но в 1985 году справедливость восторжествовала. Был награжден орденом Отечественной войны. Умер 28 февраля 2007 года, похоронен в Смоленске.

Из воспоминаний Михаила Лахурина

«14 октября 1941 года был сильный снегопад и низкая облачность. Я летел на чужой машине, мою сильно повредило зенитным снарядом, ее поставили на ремонт. Погода была нелетная, но война есть война, и нас, еще имеющих мало опыта, посылали на такие ответственные задания. При плохой видимости мы держались, как говорят, крыло в крыло. Приблизились к объекту – аэродрому в районе Юхнова. Когда стали заходить на цель, которой не было видно, командир дал правый разворот. И я оказался в опасной зоне, потому что высота была 25 - 50 метров над лесом. Резко взял ручку на себя. Потерял скорость и стал мишенью для обстрела. Я видел, как снаряды летели в мотор, он загорелся, но сменить положение в воздухе не мог, огонь стал поступать в кабину. Цель была под нами, я успел сбросить бомбы и сделал очередь из пулеметов. Самолет стал гореть, скорость совсем упала, Ил-2 рухнул в лес.

Что было дальше, не помню. Пришел в себя и услышал голоса людей. Оказалось, что это немцы.

И пошло-поехало: лагеря, пытки, унижения, голод, холод (всю зиму были под открытым небом). Переболел тифом, дизентерией и напоследок туберкулезом. Находился в лагере, где комплектовали команды для отправки в крематорий, но судьба мне помогла. Бежал из Бохольта в Эссен и попал в американскую зону. В плену было мучительно, надо мной издевались, пытали, но Родину я не продал».

По словам Александра Туманова, у поискового объединения «Рубеж» запланированы экспедиции по местам былых боёв не на один год вперёд. А мы ждём от них новых интересных открытий.

Публикацию подготовила Татьяна КОНДРАТЬЕВА.

Фото Александра ТУМАНОВА.

Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.




Новости ВРФ