В новом фарватере

09:18, 03 ноября 2017

О перспективах и главных проблемах подготовки кадров для экономики региона 

Ни для кого не секрет, что наш регион в последние годы бурно развивается экономически, открываются новые производства, создаются рабочие места. Промышленность и сельское хозяйство, вероятнее всего, - те сферы постоянного роста, которые тянут наш регион вперед. Например, как отмечал в одном из своих выступлений первый заместитель Законодательного Собрания Александр Ефремов,по итогам девяти месяцев нынешнего года индекс роста промышленности в АПК в нашей области составил 107 процентов. Но какими бы ни были здесь высокими успехи, экономика региона испытывает нехватку высококвалифицированных кадров, в том числе и по рабочим специальностям. 

Как усовершенствовать подготовку квалифицированных кадров для экономики региона? Какие перспективы в этом направлении у регионального профильного министерства? На что прежде всего необходимо обратить внимание? На эти и другие вопросы специалисты попытались ответить в ходе деловой программы, которая состоялась в рамках второго регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia). (Напомним, что чемпионат был проведен на базе Калужского технического колледжа по 17 компетенциям.) В обсуждении проблем приняли участие представители министерств и ведомств, работодатели, руководители профессиональных образовательных организаций, мастера производственного обучения, а также гости из соседних регионов. 

Жёсткая оптимизация 

Министр образования и науки региона Александр Аникеев в своем выступлении отметил, что прошедший чемпионат «Молодые профессионалы» стал хорошим поводом обсудить проблемы и перспективы развития региональной системы образования. В течение последних лет удалось провести достаточно жесткую оптимизацию образовательных организаций. Сегодня образовательная сфера области, по мнению Аникеева, отвечает как демографическим, территориальным параметрам, так и многим количественным и качественным характеристикам, необходимым для развития системы профессионального образования. Фактически за последние пять лет количество организаций профессионального образования в регионе сократилось в два раза. Сегодня наша область имеет структуру системы профобразования, которая в большей степени характеризуется многопрофильностью. Конечно же, соблюдается отраслевой принцип. 

- Мы считаем, что в условиях демографической ситуации, в ситуации, когда у нас есть профессиональные организации, расположенные за пределами крупных городов, наиболее оптимальной системой является именно многопрофильность, - сказал Александр Аникеев. - Мы достаточно твердо определились с перечнем приоритетных специальностей. Все они в той или иной степени выходят на ведущие направления развития региональной экономики и социальной сферы. Кроме этого, наша система достаточно гибко реагирует на открытие новых производств, на потребности социально-экономического развития региона. И это главное. Мы пришли к оптимальному количеству студентов в СПО. Сейчас в этой системе учатся примерно 16 тысяч человек. Следует отметить, что количество студентов за последние годы увеличилось. Это свидетельствует о том, что система профессионального образования достаточно популярна среди подростков и молодежи. 

Широкое поле деятельности 

Министр затронул ряд проблем, которые будут актуальны в регионе в ближайшие годы. Первая проблема - это, безусловно, учебно-материальная база организаций профобразования. Сегодня можно констатировать, что в докризисный период вложения в систему профессионального образования были достаточно крупными. В регионе удалось сформировать несколько центров, которые имеют современное оборудование. За последнее время этот процесс немного остановился. Но, тем не менее, в рамках областной целевой программы развития образования эту работу профильное министерство будет продолжать целенаправленно. Задача здесь заключается в том, чтобы, ориентируясь на развитие высокотехнологичных производств, сформировать в организациях профобразования адекватную материальную базу. При этом ведомство ориентирует руководителей профорганизаций активней взаимодействовать с бизнесом и привлекать его к модернизации учебно-материальной базы. 

Вторая проблема, по мнению Аникеева, заключается прежде всего в уровне подготовки кадров. Мы много говорим о том, что кадры решают все. Но, тем не менее, можно сказать, что в системе профобразования в смысле подготовки кадров в регионе еще очень широкое поле деятельности. Проблемы связаны не только с нехваткой преподавателей по важным направлениям подготовки, но и со старением кадров. Существуют проблемы, связанные с нехваткой преподавателей-специалистов по узким направлениям подготовки, а также мастеров производственного обучения. Несмотря на большие усилия в этом направлении, еще не удалось создать в регионе достаточно выстроенную систему повышения квалификации и профессиональной подготовки кадров для системы СПО. В профильном ведомстве успешно решают вопросы, связанные с нехваткой кадров по общеобразовательным дисциплинам. Здесь в качестве выхода видится следующее. Это прежде всего привлечение на работу в организации СПО специалистов с производства. Только таким образом можно не просто решить кадровую проблему, а решить проблему нехватки специалистов высокого уровня подготовки. 

Третья проблема. Это открытие новых, дополнительных направлений подготовки кадров. В министерстве определись с перечнем 50 важнейших профессий для экономики региона и подвигают руководителей образовательных организаций активно работать по открытию новых специальностей. 

- Но пока эта работа нас устроить не может, - отметил Аникеев. - Мы пока действуем только в фарватере открытия новых производств. Этот процесс идет пока медленно, он упирается прежде всего в недостаточную материальную базу и нехватку необходимых кадров. В свое время наша область выступила в качестве пионера по внедрению дуальной системы подготовки кадров. И первые программы дуального обучения, связанные с автомобилестроением, были опробованы именно в стенах Калужского технического колледжа. Наша задача заключается в том, чтобы в этом направлении действовать более активно. 

О демонстрационном экзамене 

Аникеев призвал руководителей образовательных организаций сосредоточиться на внедрении ФГОС. Активней работать в плане внедрения демонстрационного экзамена. Это та процедура, которая сможет более активно подталкивать к модернизации процесса обучения. В следующем году в регионе планируется проведение демонстрационного экзамена по ряду направлений подготовки. 

Министр обратил внимание на то, что современный специалист - это не только высококлассный профессионал в своей сфере. Сегодня надо понимать, что система образования готовит человека, который должен находиться в состоянии постоянного обучения, воспринимающего перемены, происходящие в обществе. Особое внимание нужно обратить на курсы, без которых сейчас обучение и подготовка кадров просто невозможны. Имеются в виду прежде всего изучение иностранных языков, курсы развития эмоционального интеллекта. 

Профориентация по-современному 

Традиционно важной темой остается профориентация школьников. Сегодня специалисты должны понимать, что традиционные формы профориентации должны измениться. Нельзя просто рассказывать детям о тех или иных профессиях, о том, где они их могут получить. Необходимо показывать детям и подросткам преимущество системы СПО, создавать объединения дополнительного образования для детей на базе организаций профобразования. Это важно и должно быть результативно. Только так мы сможем привлечь подростков и молодежь в систему СПО.

Владимир Путин, президент РФ: 

- Мы прекрасно понимаем, что технологии создает и использует человек. Именно талант исследователя, квалификация инженеров и рабочих являются важнейшим условием конкурентоспособности экономики и страны в целом, поэтому считаю образование тем самым, на что мы должны обратить внимание в ближайшие годы. 

Михаил БОНДАРЕВ 

Фото Сергея ЛЯЛЯКИНА. 

Места: Обнинск
Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.

Новости по теме