Ах вот ты какая,искусственная ночь!..

14:17, 10 ноября 2017

Нам удалось посетить лишь немногие учреждения культуры в областном центре, где акция прошла уже в пятый раз 

«Искусство объединяет» - таков девиз нынешней всероссийской акции, в стороне от которой не остались и калужане. Выбор зрелищ каждый год пополняется новыми изюминками, предлагаемыми самым пытливым «ночникам» театрами, клубами, музеями, художественными галереями области.

Одежда нации сшита по бальзаковским меркам

Да, не зря называл великий француз Оноре де Бальзак искусство одеждой нации. Культурное наполнение в музее изобразительных искусств постарались поддержать в традиционной для этого учреждения форме. Познавательная экскурсия «Вечер в галантном стиле» прошла в рамках выставки «Антуан Ватто. «Пейзаж с водопадом» (из собрания Государственного Эрмитажа). Всем принимавшим в ней участие предлагали насладиться романтикой ушедших веков, почувствовать себя созвучными эпохе великого французского художника: поучаствовать в интерактивных занятиях и понять, как тогда жили люди, какова была манера общения и даже способы флирта. Например, язык веера или язык мушек. Сейчас практически никто не помнит о том, что означали мушки – искусственные родинки на женской щечке. А оказывается, это был целый язык, который давал кавалеру понять, как настроена дама сердца. 

- Язык мушек практически утерян, до нас дошли какие-то отдельные элементы, которые не подтверждены точными иллюстрациями. Остается только догадываться об их подлинности. Мушки делали из бархата или муара. Они были разного размера и абсолютно разных форм, говорили о настроении дамы или ее чувствах. К примеру, мушка в виде полумесяца означала согласие на ночное свидание. Мушка в виде кареты – согласие на побег. Кстати, мужчины тоже иногда пользовались мушками, но гораздо реже, чем их возлюбленные, - поведала нам завсектором массовых мероприятий и связей с общественностью Екатерина Соловьева. – После Французской революции мода на мушки ушла. 

Также зрители могли научиться говорить языком веера. Чтобы сказать короткое «нет», достаточно правой рукой открытый веер приложить к левой щеке. Фразу «я люблю тебя» определял закрытый веер, приложенный к груди. Он «указывал на сердце». А вот приглашение потанцевать делалось несколькими изящными взмахами по направлению к себе. 

Бутоньерка тоже была одним из способов общения. С ее помощью мужчины и женщины пытались сказать друг другу о своих чувствах. Кавалер мог объясняться с дамой, даря ей букеты с определенным набором тех или иных цветов, что имело какое-то значение для нее. Методист музея Татьяна Нефедова провела мастер-класс по изготовлению этого небольшого флористического украшения, рассказала о символике цветов. 

Гостей вечера встречали полонезом участники клуба исторических танцев творческого объединения «Элизиум» в роскошных костюмах XVIII века. Стоит заметить, что когда-то по традиции полонез вел хозяин бала с самой почтенной дамой собравшегося общества. Под торжественные звуки музыки, как в старые добрые времена, наши современники прошествовали по анфиладе парадных комнат. 

В космос

Государственный музей истории космонавтики имени К. Э.Циолковского активно ищет новое. В этот раз его посетители смогли ознакомиться не только с достижениями космонавтики, но и поучаствовать в различных мероприятиях - от собирания пазлов и создания ракеты до знакомства со стихами о космосе. Открыл программу «Ночи искусств» «Венским вальсом» танцевально-спортивный клуб «Виктория». В пространстве музея работали различные мастер-классы и выставки. В частности, экспресс-выставка демонстрировала живописные полотна, написанные космонавтами Владимиром Джанибековым и Алексеем Леоновым. Для гостей зала научной биографии К. Э. Циолковского было приятной неожиданностью лично встретить нашего скромного земляка и ученого с мировым именем. Живая картина олицетворяла личность Константина Эдуардовича. А еще в залах музея было много музыки. Со своими лучшими песнями выступил дуэт Дейва Катана и Вячеслава Ярового, публика танцевала, заводясь от их энергетики. 

- «Ночь искусств» – это перспектива раскрыть свои возможности. Работа музея техники очень серьезная. Мы работаем не только со взрослой аудиторией, но и с детьми. Вообще, в музее должен быть синтез искусств, - заметила заведующая научно-просветительским отделом Музея истории космонавтики Вера Алексеева. 

Звучит орган

На площадке информационно-образовательного и выставочного центра музея изобразительных искусств собравшиеся могли услышать концерт, который дал патриарх органной музыки, заслуженный артист России Александр Майкапар. Стоит отметить, что органная музыка изначально была написана для соборов и костелов и иллюстрировала библейские сюжеты. Известный музыкант был нацелен на то, чтобы донести до своих слушателей настоящие образцы хорошего вкуса – кажется, эта история для перерождения всех нас. Он играл и рассказывал о произведениях Баха, Раванелло, Босси. Музыка сочеталась с показом шедевров изобразительного искусства. 

- Длительное время я работал над книгой «Новый Завет и христианские  святые в искусстве». Вообще, давно занимаюсь христианской тематикой в искусстве старых европейских мастеров. По этому изданию у меня проходит большой цикл органных концертов в Москве, в которых соединяется показ картин, рассказ об этих сюжетах и музыкальные произведения. Почти ни в одном случае нет абсолютно исторически достоверной информации, что именно конкретная картина написана художником на конкретное музыкальное произведение. Такого нет. Но есть параллели в настроении, в образах. Я всегда считал, что музыка и живопись довольно тесно переплетаются и существуют в одном пространстве. И мне хотелось, чтобы слушатели были вовлечены в этот разговор, - поделился с нами Александр Евгеньевич. 

Примкнувший «Рок-подвал» 

В Калуге он работает не так давно, но уже успел стать явлением, а в акцию включился впервые. В праздничный уик-энд пришедшие сюда сделали экскурс в историю рок-музыки. Журналист и основатель этого учреждения культуры Валентин Черняк подробно рассказал о музее и предметах, которыми он наполнен, что не могло не порадовать меломанов, узнавших массу новой информации, интересные факты. Это одна из самых больших коллекций в регионе, посвященных становлению рок-музыки. Здесь приятно «заблудиться» в раритетных виниловых пластинках, дисках, плакатах с автографами кумиров миллионов, фотографиях музыкантов, книгах о китах рок-музыки и массой других потрясающих экспонатов. Увидеть инструменты – от культовой гитары «Урал», бас-гитары Musima до инструмента ручной работы. А еще в музейной экспозиции есть старая техника, на которой многие начинали свое увлечение музыкой, – старые телевизоры, магнитофон «Комета» и даже патефон 1932 года, привезенный из Америки родственниками нашего земляка, музыканта группы «Синяя птица» Дмитрия Галицкого. 

В этот день организатор Международного фестиваля «Мир гитары» Олег Акимов (на фото) взял в руки инструмент, что бывает нечасто, и сыграл произведение ленинградского композитора Петра Вавилова «Город золотой». Это стало роскошным подарком всем присутствующим. Такие «подвальники» вообще имеют успех у публики. 

- Я бы назвал себя Сталкером в мире рок-музыки, поскольку у меня нет музыкального образования и в профессиональных тонкостях я не разбираюсь, но действую по интуиции. Как и у Стругацких, Сталкер водил людей, основываясь на интуиции: такой ему был дан дар. Так и мне, наверное, он дан – вести людей в нужном направлении. Рок зарождался, как любое новое явление в культуре, на сломе эпох, после кардинальных потрясений. Таким потрясением была Вторая мировая война. После нее произошел слом мировоззрений. Результатом этого стал рок-н-ролл. С одной стороны, это музыка бунтарей, с другой – музыка нового поколения, желавшего заявить о себе в противовес устоям истеблишмента, людей буржуазной направленности, отличавшихся устоявшимся образом жизни. Рок-музыка – это культура, образ мышления, своеобразный стиль жизни. Он имеет свою историю, а все то, что имеет историю, будет жить. Главное – не забывать, откуда все пошло и как развивалось. Пока мы будем помнить корни рок-музыки, о которых мы говорим в нашем музее, рок будет жить, - сказал Валентин Черняк.

«Золотые времена» нашей жизни

- Кто не задумывался о времени? О постоянном изменении жизни, которая циклично обновляется через новую весну, новое рождение и новое расставание с прошлым. О его противоположных на первый взгляд свойствах: постоянстве и изменении. 

Я хотела выявить эти качества, сделав фон своих картин золотым. Он будет присутствовать как символ этого постоянства, иногда проглядывая сквозь краску. Это как в кино - нужен экран и фильм, чтобы всё ожило и зашевелилось. Так человек раскрашивает бесконечную жизнь своим сиюминутным сюжетом. Моя выставка - это повод ещё раз вспомнить о том, что вечно и приходяще. Это личные истории людей или предметов, запавшие мне в душу как символ нашей эпохи. О возрасте, преемственности поколений и вечной «золотой» жизни моя новая серия картин «Золотые времена». 

Так рассказывает о своей выставке молодая художница Виктория Харченко, которая любит путешествовать, но везет из дальних странствий, например, из Китая и Тибета, не дорогие вещицы, а картины – написанные и те, что еще напишет. 

Выставка Виктории открылась в Инновационном культурном центре, там же прошла творческая встреча с художницей. 

На ее картинах – замечательная соборная Флоренция с улочками и площадями, а еще – самые обычные вещи и явления, которые мы по жизни и не замечаем даже. Ну, например, рассада на подоконнике, бетонная лошадка на детской площадке, увешанная школьными рюкзаками, чьи владельцы после школы зашли побаловаться, старые двери – одна на чердак, другая – в мастерскую. Думаете, скучно? Нет, в этих простых бытовых деталях есть особая теплота. Не зря посетителям нравятся и эти двери, и красный «жигуль», доверху забитый рассадой для дачи. 

«Ночь искусств» в ИКЦ всех объединила и стала для посетителей «золотым временем». И многочисленные мастер-классы, и любимые диафильмы, прочно прописавшиеся в уютных уголках центра в дни больших мероприятий. Детвору от этих мультиков, прокручивающихся через скрипящий механизм фильмоскопа, за уши не оттянешь. Уютным был перформанс «Синергия света» - настоящее световое представление перед ИКЦ и внутри. В мягком зале лектория показывали «Сталкера». Ну и, конечно, дискотека. Много молодежи пришло, подростков, молодых семей с детьми, даже с младенцами на руках, в рюкзачках. Это совсем не мешало молодым папам и мамам танцевать под космическую светомузыку от диджеев радиостанции КUFM. 

Инновационный центр был похож на большой муравейник со снующими вверх-вниз и по коридорам людьми разных возрастов. Ночь только усиливала впечатление. Из осенней темноты, расчерченной огнями прожекторов, забавно было наблюдать за черными движущимися фигурками в фонарике ИКЦ. 

Именем революции - встать!

В Калужском драмтеатре прошло ночное брожение под революционные лозунги. Спектакль-перформанс был придуман творческой группой театра к столетию Великой Октябрьской революции.

«Однажды сотню лет спустя» - фантазия на тему события, которое потрясло и изменило Россию сто лет назад, в октябре 1917 года. Как тогда было, что было - есть немало воспоминаний современников революции о тех днях, но каких-то частных моментов мы все равно не знаем и можем только догадываться о переживаниях и чувствах людей по ту и другую стороны.

Кое-что из того, что могло быть, участники перформанса смогли испытать на себе – товарищи в кожанках запрещали разговаривать, фотографировать, следили за каждым шагом, водили под конвоем. А темные коридоры и странные комнаты театра были полны призраков: белые офицеры, красноармейцы. «Быть или не быть? Вот в чем вопрос…» Монолог принца датского, оказалось, так поразительно подходит Ленину. Безумие! Или, нет, просто революция? Кругом слышны выстрелы. Человеческая жизнь не стоила в те дни ничего. Особенно, если это была жизнь классового врага. 

Вот за пеленой прозрачного занавеса идет репетиция какого-то спектакля. Красные – белые. Очень идет роль белогвардейского офицера Сергею Вихреву. Прямо-таки родился таким утонченным интеллектуалом, голубых кровей. А в буденовке решительный Дмитрий Денисов. Честно говоря, ужаснулась от этого образа. Так убедительно играл, так беспощадно бил, что невольно закрались мысли… Но, чур-чур! А актриса Ольга Петрова предстала железной женщиной в кожанке с ноганом. Бессловесная практически роль, но  - холодок по спине. Как и от образа, сыгранного Леонидом Клецом. Так выглядит  товарищ маузер. Светлана Никифорова – запуганная девушка, изображающая сочувствующую революции. Ну а куда деваться, когда прежний мир рухнул? Жалко ее, пытается что-то кричать, командовать, голос срывается, бедняжка плачет. Но были и другие девушки, не сомневающиеся, как та, которую воплотила на сцене Дарья Кузнецова. 

Действие актеров, которое поначалу вызывало  смех публики, становилось все более серьезным. И от всего происходящего в коридорах  и комнатах становилось страшно. Даже от так называемого причастия с водкой и салом. Подумалось: вот сейчас тебя угощают, но запросто могут и к стенке поставить по законам революционного времени. 

Красный террор, белый террор, орлята и красные дьяволята, белые юнкера, засыпанные утренним снегом. Боль и кровь. Боль осталась до сих пор. Непонятно только, откуда она взялась в душе, которую сотню лет отучали молиться и заставляли учить пролетарские гимны. «Снова мы в бой пойдем…» Все ощутимей было чувство, что сегодняшняя игра в революцию – это на самом деле поминки по прошлой России. Которую мы потеряли, как сказал Солженицын? Которую мы и не знали, и не знаем. Оттого и смешно поначалу. Оттого и на вопрос ряженого комиссара, что делать с нарушившими революционный порядок, зал хором отвечает: расстрелять. 

Сто лет, вы говорите, прошло? 

Татьяна Петрова, Татьяна САВКИНА

Фото Татьяны САВКИНОЙ, 

Сергея ЛЯЛЯКИНА  

и Андрея Горлачева.

Места: Калуга
Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.