Андрей Коробцов: «Мой долг перед Россией – говорить о героях, известных и неизвестных»

12:37, 01 декабря 2017

Наш корреспондент побеседовал с автором памятника Ивану III, установленного в Калуге

Он из плеяды молодых, но уже востребованных талантливых скульпторов-реалистов нашего времени. Произведения Андрея Коробцова входят в жизнь российских городов. Он создал монументы, которые установлены в Москве, Туле, Губкине Белгородской области и даже в греческих Солониках. 

Мы встретились с автором памятника Ивану III в его мастерской. Здесь все скромно, но ловишь себя на мысли, что зашла будто в музей. За стеной шумит Москва, а тут царит атмосфера русской старины. Пространство плотно занято эскизами скульптур из пластилина, глины и различным инструментарием, стены украшают почетные грамоты, дипломы и фотографии медийных личностей с открытий выставок, в красном углу – иконы. Скульптуры Андрея – емкие, содержательные, четко продуманные. В его творчестве есть три темы, от которых он старается не отходить, – ратники земли Русской, религиозно-патриотическая тематика и… балетная. Рассматривать мощные по выразительности фигуры Евпатия Коловрата, былинных богатырей, Бояна и изящных, почти невесомых балерин, воплощение самой нежности, интересно и очень необычно – такое сочетание поражает своим контрастом. Практически все фигуры балерин посвящены супруге – артистке балета, приме Большого театра Евгении Образцовой, но есть работы, выполненные на заказ. Образ Кармен, к примеру, лучшая роль примы-балерины, народной артистки России Татьяны Чернобровкиной. А вот на создание скульптуры «Изумруды» вдохновил балет «Драгоценности», поистине это блеск техники и мастерства ваятеля. Напряженным эмоциональным моментом сильна скульптура «Евгений Родионов» - дипломная работа молодого мастера. Евгений Родионов - военнослужащий Российской армии, рядовой Пограничных войск РФ, который в первую чеченскую войну попал в плен и за отказ сменить веру, даже под страхом смерти не сняв креста, был казнен. 

С детства Андрей Коробцов был увлечен художественным искусством, он воспитанник Губкинской художественной школы. Но все же отправной точкой стала для него учеба в Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Это помогло глубже заглянуть в прошлое своей страны. 

- Автором идеи художественного решения скульптуры Ивана III выступил режиссер Андрей Кончаловский. Андрей Сергеевич, каково это, работать под руководством мэтра? 

- Андрей Кончаловский был председателем конкурсной комиссии по монументальному искусству, которая рассматривала и отбирала варианты памятника Ивану III, причем отбирала достаточно строго, даже где-то жестко. Конкурс несколько раз объявляли несостоявшимся, поскольку у Кончаловского было свое видение этой мощной исторической фигуры, и многое из представленного скульпторами он отвергал. В итоге было выбрано несколько проектов. Наш, разработанный совместно с архитектором Константином Фоминым, попал в их число. Мы каждый раз показывали свои эскизы, а он объяснял, в каком направлении следует двигаться дальше. Андрей Сергеевич пытался «выжать» из каждого художника максимум – все, на что тот способен. 

Началась активная творческая работа. Для меня она стала очень интересным опытом и изменила мой взгляд на искусство. Классические знания, приобретенные в академии, пришлось отложить в сторону и начать экспериментировать. У меня было несколько вариантов этого памятника, и первый из них – классический. Но конкурсная комиссия отметила, что в нем не хватает творческого порыва. Скульптура должна была стать гиперболой русского духа. Я знал, что в образе доминантой является динамика. За счет напряжения линий я добился этого: летящий плащ, сама фигура устремлена вперед, парящий орел. Кстати, орла как символ России предложил сам Кончаловский. 

- Появление памятника Ивану III у нас не случайно? 

- Появление памятника Ивану III на Калужской земле закономерно, ведь здесь происходило Великое стояние на Урге – это знаковое событие для России. Решение о его установке принимало министерство культуры совместно с администрацией Калуги, и я думаю, что данные организации отталкивались как раз от этого. Именно поэтому главная площадь Калуги получила этот памятник. Мечта об установке такого монумента у меня появилась давно, лет десять назад я уже озвучивал это в интервью – хотелось изобразить «забытого царя». Иван III – тот правитель, который действительно незаслуженно забыт. Он столько сделал для возвышения России, но имя его буквально вытравливалось из памяти народа. 

Сегодня мы возвращаем русским людям национальных героев. Когда я попал в Калугу впервые, буквально влюбился в ваш город. В нем чувствуется средоточие силы духа и силы веры. Каждый раз, когда я прихожу к могиле Циолковского, мурашки бегут по коже. У вас жили и творили ученые с мировыми именами – Циолковский, Чижевский, уже один этот факт заставляет испытывать гордость за свою причастность к городу. 

- Можно ли говорить о некоем «проникновении» во время? Как это, решиться на создание монументального памятника человеку, о прообразе которого мы мало знаем, и каким был этот человек в действительности, можем только догадываться? 

- Андрей Сергеевич Кончаловский поставил задачу - создать собирательный образ правителя, воплотившего в себе силу русского духа, мощь характера. Чтобы избежать исторических ошибок, я постарался тщательно подойти к изучению материала: перечитал массу литературы, знакомился с костюмом того времени, орнаментом, оружием. Десятки раз пересматривая рисунки Ивана Билибина и Виктора Васнецова, в которых звучит нечто исконно русское, старался пропустить увиденное через себя. Пытался перенести их пластику линий, пластику форм в объем. Однако сама личность Ивана III масштабна, и, конечно, сделать скульптуру, отражающую внутренний стержень этого человека, было сложно. 

- Как вы считаете, удачно ли выбрано место для установки памятника? 

- Как скульптор, я убежден, что он занимает именно свое место в городском пейзаже. Площадь перед зданием администрации в Калуге – широкая, и фигура Ивана III там является доминантой, это видно с первого взгляда. Скульптура Ленина советского времени все же была маловата для масштаба места. Это хорошая работа, но камерная и должна находиться в каком-то окружении. Деревья, фонтан, лавочки, где могут присесть люди, – хорошее дополнение. Вероятно, ее и создавали для этого сквера – сквера имени Ленина. 

Мне вообще нравится советская школа, я считаю ее вершиной мировой монументальной скульптуры. Решение перенести статую Ленина от здания администрации в сквер принято не мной, но там, где она установлена сейчас, она смотрится выигрышнее, ведь в скульптуре есть определенные законы. Например, для больших площадей нельзя делать памятник в рост человека – должны быть соблюдены определенные пропорции, и чем больше пространство, тем большего размера он должен быть. Первое, на что обращает внимание скульптор, – это место, где будет устанавливаться работа, чтобы она гармонировала со средой. 

Я не даю оценку революции, но отмечаю, что, если бы этого не произошло, мировая история была бы другой. Я считаю, что Российская империя справилась бы с внутренними и внешними проблемами, была бы выиграна Первая мировая война, ведь все шло к тому, и сейчас мы жили бы в другом государстве. На мой взгляд, революция отбросила развитие нашей страны на десятилетия назад. Но, тем не менее, нельзя умалять заслуг Ленина, это действительно выдающаяся личность. Слава богу, что в России нет такого явления, как на Украине, где массово убирают все, что связано с советским периодом. Революция была, об этом надо помнить, она – часть нашей истории. 

- Андрей Сергеевич, вы создаете монументальные памятники, посвященные определенным историческим лицам. Чем вас притягивает история? 

- Во время учебы в академии я для себя твердо решил, что должен служить своей стране. Это мой долг перед Россией как художника – в пластике говорить о людях, которые внесли значительный вклад в развитие государства, героях известных и неизвестных, людях, которые трогают мою душу. Сейчас я работаю над скульптурой Ильи Шатрова – автора мелодии «На сопках Маньчжурии». Это известная история: в Русско-японскую войну полковой музыкант вместе с другими частями в начале 1905 года попал в окружение. Боеприпасы заканчивались, и командир полка отдал приказ: «Знамя и оркестр – вперед». Капельмейстер Шатров, приказав играть имперский марш, вел оркестр за знаменем. Солдаты пошли в штыковую атаку на редуты противника, окружение было прорвано. Узнав эту историю, я был потрясен. 

Я вообще восхищаюсь героизмом русских людей, проявленным в разные периоды времени. Сколько было подвигов во имя России! Для меня удивителен тот момент, когда человек решает пожертвовать собственной жизнью ради блага своего Отечества, в нем сокрыто нечто магическое. И об этом хочется узнать больше. 

- Перед тем как приступить к работе, вы внимательно изучаете наше наследие. Как, по вашему мнению, воспитать в человеке почтение к отечественной истории? 

- На мой взгляд, для этого просто надо ее правильно преподнести, чтобы увлечь молодых, тогда будет результат. Если педагогу самому интересен предмет, то он сумеет рассказать так, чтобы было интересно другим. У России такая история, не уважать которую просто невозможно. На мой взгляд, сейчас как раз историческая тема на подъеме. Молодые режиссеры снимают фильмы о войне, о космосе, достижениях наших спортсменов. «28 панфиловцев», «Время первых», «Легенда №17» - замечательные ленты, в которых тонко прописаны черты национального характера. 

Я считаю, в школе истории нужно уделять большее внимание. Любовь к России привила мне именно академия Ильи Глазунова, там сама атмосфера пропитана патриотизмом. На это надо опираться. Нужно воспитывать молодежь на принципах любви к своей стране, гордости за нее. Какие-то важные моменты истории, в частности, такие как Стояние на реке Угре, а это одно из ключевых событий в истории Российского государства, необходимо знать. Еще в начале XX века Петр Столыпин сказал, что «народ, не знающий своей истории, есть навоз, на котором произрастают другие народы». 

Беседовала 

Татьяна САВКИНА. 

Фото Сергея ЛЯЛЯКИНА 

и из архива Андрея Коробцова. 

Места: Калуга
Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.

Новости по теме