Сизифов труд

12:39, 01 декабря 2017

В Инновационном культурном центре – премьера калужского балета 

Не удивляйтесь, инновационный театр балета  – профессиональный коллектив при калужском Инновационном культурном центре - представил спектакль «Мой Сизиф». Постановщиком выступила известный хореограф из Санкт-Петербурга Алиса Панченко. 

Профессионалы решат, стоит ли отнести показанное на сцене зала-трансформера к балету. Актеры инновационного балета, прошедшие строгий кастинг, занимающиеся у хореографов Ксении Голыжбиной и Виктории Талецкой, предстали в качестве профессиональных актеров. И первая настоящая премьера в истории этого нового калужского коллектива состоялась. 

Как бы кто ни относился к концепции самого спектакля и к тому, как эта концепция была реализована, это было зрелище яркое и выразительное. Свет, декорации, одежда сцены, череда хореографических композиций, имеющих каждая свою драматургию, складывающихся в целостную картину. В основе спектакля – хорошо знакомый с детства древнегреческий миф о Сизифе. Однако не стоит искать в спектакле точное и хрестоматийное его повторение. Кроме того, для его раскрытия автор выбрал еще и эстетику русского авангарда 20-х годов прошлого века, что делает произведение совершенно неповторимым. 

В первой части спектакля мы оказываемся в бытовой атмосфере с мебелью, помеченной знаками-словами, чтобы не запутаться в символике. То есть шкаф – это шкаф, и это на нем написано, на столе надпись «стол», на диване – «диван». Впрочем, в ходе повествования становится ясно, что это действительно глубокие символы. Например, шкаф – это еще и вместилище искусства. Прямо по Хармсу. И герой – наш Сизиф – время от времени взбирается на него, чтобы рассказать нам о своей судьбе. Персонажи появляются из шкафа, там же и исчезают. В общем, у тех, кто немного в курсе аванграда, могут возникнуть аллюзии не только на Даниила Хармса, но и на Зощенко, Кандинского, Маяковского, Хлебникова, Татлина и еще многих и многих ярчайших представителей этой эстетики. 

Через некоторое время становится ясно, что актеры рассказывают нам не о бытовых неурядицах, не о мире кухни и коммуналки. Действие очень быстро вырывается за стены квартиры, в которой есть свои герои и антигерои. И мы понимаем, что речь идет о том, что в каждом из нас сидит свой Сизиф, который за какие-то свои грехи обречен на вечное бесполезное движение по кругу. Но главное  не в этом, а в том, стремишься ты разорвать этот круг или готов смириться со своей судьбой. 

Действие, то напряженное, заставляющее быть на нерве, то слегка расслабляющее (древний Сизиф после каждого восшествия на гору испытывает облегчение, радость и даже счастье, когда камень, который он катит вверх, срывается). Так и зритель вслед за сценическим воплощением греческого героя. И с каждым кругом сизифова труда на сцене мы оказываемся свидетелями нового сюжета. Это борьба за лидерство, за понимание, борьба за любовь. Тщетно ли все, каждый решит для себя. 

Удалось побеседовать кое с кем из первых зрителей спектакля. И выяснилось, что люди разного возраста по-разному и восприняли увиденное. Представители старшего поколения - сдержанно, кое-кто с любопытством, кто-то активно не принял. А молодые зрители, которые, возможно, и не знакомы с эстетикой авангарда и с абсурдизмом как формой выражения, порой даже и восторженно. Они увидели в этом что-то из своей жизни. Но практически никто с первого премьерного показа не ушел.

Анна Сенатова, художественный руководитель ИКЦ:

Сложный, умный спектакль, берущий зрителя в плен с самых первых минут и не отпускающий до финала, с множеством непростых аллюзий и ассоциаций, современный и совершенно не провинциальный. «Питерский» скорее, потому что режиссёр-хореограф - Алиса Панченко из Санкт-Петербурга, номинант на «Золотую маску», яркий, талантливый, неординарный  хореограф с именем. По окончании звучали эпитеты «европейский», «столичный» наряду с честными признаниями: «не моё» и «это не балет». Но, считаю, это огромное событие для Калуги и Инновационного центра. 

Владимир ПЕТРОВ

Фото Алексея КЛИМОВА.

Места: Калуга
Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.

Новости по теме