Выйти из «Матрицы» на… сцену

14:17, 08 декабря 2017

Всемирный фестиваль молодёжи и студентов как опыт живого общения для нового поколения.

Анастасия Кравченко – педагог дополнительного образования. Она преподает актерское мастерство в Муниципальной экспериментальной школе дополнительного образования молодежи (МЭШДОМ) Калужского центра «Созвездие».«Играющий тренер» – играет в молодежном театре «Открытые двери». Родилась в 1987 году в Крыму. 

Вместе с родителями-военными объездила полстраны, пока семья не осела в Калуге. В школьные годы занималась в театральной студии, окончила Калужский колледж культуры, социальный факультет КГУ им. Циолковского. 

- Подать заявку на участие во Всемирном фестивале молодежи и студентов в Сочи мне предложила моя коллега Александра Черепанова. Вначале мы сомневались – как мы, калужанки, на всемирный фестиваль попадем? Но прошли конкурсный отбор, и в один прекрасный день на электронную почту пришло долгожданное письмо с приглашением. 

- Каким было ваше первое впечатление от фестивального Сочи? 

- Ехала и волновалась - надо будет познакомиться с огромным количеством людей, понять, как работает структура, успеть посетить все самое интересное. Для себя я выбрала площадку «Культура». Мне очень повезло - я стала одной из 14 участников калужской делегации, побывавших на церемонии открытия фестиваля. Оно проходило в огромном зале «Ледяного куба». Это было потрясающе, я сдерживалась, чтобы лишний раз не расчувствоваться. Такая бешеная энергетика!Хочу поблагодарить организаторов фестиваля, правительство области. Это огромный вклад в каждого из нас. 

- Удалось ли познакомиться с единомышленниками, которые также занимаются детскими, молодежными театрами? 

- Мне очень повезло поучаствовать в мастер-классе одного из французских режиссеров. Он не только давал мастер-класс, но и представлял моноспектакль по сказкам Пушкина. Несмотря на то что мсье практически не говорил по-русски, все его хорошо понимали. Он рассказывал, как работает с детьми, приглашал к себе во Францию. 

К сожалению, театральных мастер-классов было не так много, как мне хотелось бы. Зато смогла увидеть массу хороших постановок. Столичные артисты представили отрывки из мюзиклов, свои постановки привезли выпускники режиссерских факультетов. Посмотреть было что. 

- У сегодняшних молодых людей большой интерес к театру? 

- Хочется, чтобы он был больше. Причем желающих быть зрителями достаточно, а тех, кто сам может выйти на сцену, гораздо меньше. Мы общались на мастер-классах с ребятами немного моложе нас - они хотят участвовать в постановках, но стесняются и боятся выйти на сцену. Этот внутренний зажим, который в школе стараемся снять у наших воспитанников, у них еще есть. 

- Современных детей в шутку называют поколением большого пальца - они много времени проводят в интернете, общаются с помощью гаджетов. Сказывается ли это на живом общении?

- Естественно. У сегодняшних ребят страдают коммуникативные навыки. Зачем разговаривать, если можно написать сообщение в мессенджере, зачем у кого-то спрашивать, если можно загуглить и т.д. С пониманием мимики большие проблемы. Я сталкиваюсь с этим на своих занятиях – ребятам очень сложно что-то мимически изобразить. Советую им наблюдать за собой, окружающими людьми, чтобы лучше понимать чувства и эмоции. В школе и лагерях, которые мы проводим, стараемся не запрещать ребятам пользоваться гаджетами, а предложить альтернативные источники. Показать, что спросить – это не страшно, лучше не просто выложить пост о том, как замечательно ты провел время, а выйти и рассказать об этом друзьям. Надо способствовать тому, чтобы детей объединяли не только социальные сети, но и реальная жизнь. 

- Что вам ближе на театральной сцене: классические постановки или современные? 

- Я люблю классические вещи, но думаю, что надо идти в ногу со временем. То, что кажется привычным, можно поставить в новой интерпретации. Это здорово - смотреть на одну и ту же вещь по-разному! В молодежном театре «Открытые двери» мы ставили спектакль по рассказам Чехова. Удивительно, но по прошествии такого количества времени его юмор остается актуальным. 

- Находят ли ваши спектакли отклик у молодых зрителей? Для них Чехов, наверное, - времена динозавров. 

- Находят. Это так талантливо написано, что герои близки и понятны современным подросткам. 

- Ваши воспитанники знали, что вы едете на фестиваль в Сочи? 

- Не рассказывали им до самого последнего момента. Только перед отъездом сказали, что едем на фестиваль. Большинство радовалось, а некоторые спрашивали: «А что это за фестиваль?» Поэтому в Сочи мы снимали маленькие репортажи, чтобы дети узнали о всемирном фестивале, о самом городе больше.Еще решили снять небольшие видеообращения к нашей школе иностранных гостей фестиваля. Пока объяснили, что мы от них хотим, все языки выучили. Пообщались с молодыми людьми из Сербии, Италии и т.д. Всем рассказывали, что за город Калуга, что у нас за школа. На удивление много народа подходило к калужскому стенду. Иногда было просто не протолкнуться.У нас очень быстро заканчивались все раздаточные материалы. Когда мы вернулись домой, дети засыпали нас вопросами о Сочи, об олимпийском парке, о мероприятиях, которые проходили на фестивале. Я была удивлена: они все-таки подростки, в события, которые происходят в стране, глубоко не погружаются. И то, что мимо них не прошел Всемирный фестиваль молодежи и студентов, приятно. 

- Дополнительное образование порой представляют как сферу деятельности не для молодых и энергичных, а для почтенных матрон, вяжущих крючком. 

- Периодически сталкиваемся с этой историей. Сложно объяснить родителям, что ребенок приходит к нам сюда не просто провести свободное время, а получить полезные знания и навыки. 

- Родители, наверное, прагматически подходят: информатика - полезно, языки - полезно, а занятия в театральной студии сдать ЕГЭ не помогут. 

- Такой подход присутствует. Но надо понимать, что помимо образования ребенок должен развиваться во всех направлениях. Если только «фаршировать» его знаниями по различным предметам, это приводит к печальным последствиям. Молодой человек в лучшем случае погружается в компьютер. В дальнейшем он не может найти друзей в реальной жизни, не может общаться. Элементарные коммуникативные навыки не развиты. 

- Для многих молодых людей моего поколения выйти на театральные подмостки было пределом мечтаний. А сейчас? 

- Сейчас изменилась мотивация. Если раньше хотели быть в центре внимания, показать свое искусство, то теперь для ребят занятия в студии не только возможность выйти на сцену, но и научиться не бояться публики, выступать перед аудиторией, социализироваться. Они могут не пойти по актерской стезе, но эти навыки пригодятся им в жизни. 

Те, кто у нас уже учится, открывают для себя, что помимо учебного процесса есть много интересных вещей - занятия, экскурсии, выставки. Они хотят общаться, реализовывать свои идеи на базе нашей школы. 

- «Снеговики» оттаивают? 

- И расцветают. 

- С вашей точки зрения, какое место должно занимать дополнительное образование? 

- Упор на основное образование - это правильно. Но только когда наши школы будут плотно работать с системой дополнительного образования, а сейчас это начало происходить, получим нужный результат - развитие полноценной личности ребенка. 

Беседовала Светлана Малявская.

Фото из личного архива А. Кравченко. 

Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.

Новости по теме