Калужская Чижовка: старинная деревня в современном городе

07:58, 12 декабря 2017

Когда въезжаешь на Правобережье Калуги, сразу попадаешь в современный город с высотными домами и широкими проспектами.

И кажется, невозможно представить, что тут, в мини-полисе, спряталась маленькая русская деревушка. Самая что ни на есть классическая. Тем не менее, минуя микрорайоны «Хороший» и «Кошелев проект», проехав строящиеся «Веснушки», словно на машине времени попадаешь на век назад. В Чижовку. 

Классические деревенские улочки, колодец, гнездо аиста у церкви навевают спокойствие и уют, и только виднеющиеся поодаль высотки напоминают, что ты не в глубинке, а в развивающемся бурными темпами городе. 

Коренных жителей в Чижовке немного, из старожилов остались бабушки-старушки да семейство Станововых. Его глава, Владимир, рассказал нам об истории родной деревни, ее настоящем и вероятном будущем. 

– Самой большой достопримечательностью нашей деревни, конечно же, является храм Николая Угодника.  По одному мнению, именно он стал основоположником нашей деревни, - рассказывает Владимир. 

История гласит, что храм, сохранившийся до настоящего времени, заложен князем Иваном Федоровичем Ромодановским на месте чудесного явления иконы Николая Чудотворца в 1679 г. После того как церковь была построена, вокруг нее выросло село Николино, впоследствии получившее название Чижовка,– от растущей в тех местах болотной травы чижи. В те времена в приход Никольского храма кроме Чижовки входили деревни Верховая, Воровая, Квань, Шопино, Желыбино. В 1830 году церковь обновили. А в XIX веке в Чижовке открыли церковно-приходскую школу, при храме имелась большая библиотека. Сейчас, по рассказам местных жителей, она используется как обычный частный дом.

В 1932 году храм закрыли по решению местных властей и разместили в нем склад совхоза «Калужский». Одно время здесь даже  располагалась конюшня. Столб из вяза, в который была вделана икона святителя Николая, был снесен, однако сама икона сохранилась. В конце XX века храм получил статус памятника истории и культуры. 

Как гласит история, последним его настоятелем был протоиерей Иоанн Жуков. В 1933 году отец  Иоанн был арестован «за религиозную пропаганду», но через год отпущен. Похоронен рядом с храмом, справа oт алтаря. (Хотя местные жители указывают несколько иное место захоронения отца Иоанна). 

По данным Калужской епархии, с конца 2009 г. церковь святителя Николая приписали к храму в честь Рождества Богородицы (Никитскому). 19 января 2010 г. в храме после проведения начальных восстановительных работ состоялось первое богослужение. За 2011 г. удалось завершить почти все восстановительные работы, и 19 декабря, в день памяти Святителя Николая, настоятель храма иерей Алексий Пелевин по благословению митрополита Калужского и Боровского Климента совершил малое освящение Никольского придела и первую Божественную литургию в нем. 

– С другой стороны, - продолжает Владимир, – старожилы, мой прадед еще рассказывал, что поселение на болотах образовалось значительно раньше, чем был положен храм. Места тут больно хорошие для охоты и рыбалки. Рядом лес, сегодня он, конечно, уже не такой богатый, тем не менее и сейчас в нем водятся кабаны, да и грибов много бывает. Говорят, что местные жители, нашедшие в болотах икону, передали ее князю, владевшему этой землей, а тот, в свою очередь, построил для деревенских храм. Как оно было, спорить можно долго, но без толку, поскольку письменных свидетельств тому нет. Про нашу деревню практически нигде не упоминается. Да и вы вот, наверное, первый заинтересовавшийся нами журналист. 

По словам старожилов, помимо рыбалки и охоты испокон веков чижовцы занимались земледелием.  В советское время здесь были крупная ферма, коровник с поголовьем не в одну тысячу голов дойного стада. 

Во время Великой Отечественной войны у храма, тогда уже разрушенного и использовавшегося под сельхознужды, стояла «катюша» и била по немцам, засевшим в Анненках, - присоединятся жена Владимира Вероника. Когда фашистов погнали и освободили Калугу, ферма наша продолжала работать.  Здесь производили молоко. И в летний период его было столько много, что хранили его в лесном озере, вода в котором всегда студеная. 

О чижовском лесе ходит много легенд. Одна из них - о захороненном здесь во время войны советском летчике. Говорят, что после войны сын его, человек очень высокого положения, искал могилу отца, да за 90-е лес зарос молодняком, тропки стали нехожеными и могила утеряна. 

– А ведь в детстве дед водил меня на его могилу. Рассказывал, и как нашли его, и как схоронили, а потом ухаживали за могилой, – говорит Владимир. – В 1990-е лихой разрушительный вихрь  прошел по стране, наша деревня почти опустела, лес зарос бурьяном, и когда, вернувшись жить в родную деревню, я попытался найти утерянную могилу, то памятных следов уже не нашел. 

Еще бы, ведь лесной массив близ Чижовки немаленький, почти 7 км в длину и около 3 км в ширину. 

По мнению некоторых старожилов, живущие в лесу чижи и дали название деревне. И сейчас это он является излюбленным местом грибников и охотников. Едут в Чижовку и любители рыбалки, поскольку в деревенском пруду водятся замечательные карпы. 

Владимир рассказывает:

– Сейчас большинство жителей в деревне – сезонные, или попросту дачники. А раньше жизнь в деревне бурлила, сколько было молодежи. Собирались возле клуба, пели у костра, ходили в походы в лес, сплавлялись вниз по Оке. Но 90-е годы уничтожили деревню хуже, чем война. Когда в 2006-м мы решили осесть в деревне, чтобы наш младший сын рос на свежем воздухе, все здесь было в запустении. Старший сын Данька откровенно скучал. Ребятни в деревни не было. Вот вы обратили внимание на гнездо аистов. До реконструкции церкви они гнездовались на колокольне храма. А потом для птиц установили шест. Только не прижились они там. Тогда деревенские мужики укрепили им гнездо на березе. Вот там они и стали вновь выводить птенцов. А на шест отец птичьего семейства улетает, если с женой-аистихой рассорится или когда птенцы подрастают – тесно в гнезде становится. У них ведь все почти как у людей. Вот как перевели аистов на новое место, так и жизнь в Чижовке снова стала пробиваться тоненьким ручейком. И сегодня наш младший сын Назар бегает по деревне со сверстниками, человек 10 ребятишек деревенских теперь. Связано ли это с аистами, не знаю, но что-то в этом есть, видимо, всякий должен находиться на своем месте. 

А вот в том, что возрождение храма повлияло на ход деревенской жизни, Станововы уверены. 

– Так получилось, что наш дом стоит как раз у храма, – вспоминает Владимир. – Все мое детство и юность связаны с ним. Тут мы и в прятки играли, и клады искали. Кстати, купол старого храма ищут до сих пор, есть легенда, что спрятал его бывший приходской священник в старом колодце, да только колодец тот засыпан давно и где он, толком никто не помнит. Прадед мой был тут богатым землевладельцем, деда раскулачили, но дом у церкви остался за нами. Теперь вот мы отстроили на месте старого дома новый, каменный, и строительство наше пошло практически в одно время с реставрацией храма. Как и наши предки, работаем успешно на земле, дети подрастают, приезжают старшие уже с внуками. Жизнь возрождается. Правда, некоторые наши знакомые не могут поверить, что мы живем в деревне. Что, и колодец есть, спрашивают. Есть, и вода в нем исключительная. Газа пока нет, хоть трубы вроде не так давно проложили. Уголь завозим. Живем, работаем. И нам тут хорошо. 

– В Чижовке время словно остановилось, ну тем оно и хорошо, – говорит  Вероника, – и в то же время вот она, современность, только внимательнее посмотри. Вон за маленькими деревенскими домишками высятся строящиеся многоэтажки. Хочется, правда, чтобы не затронули стройки нашу деревню, чтобы сохранила она свою уникальность. Нам здесь очень нравится. Работа любимая есть, дом хороший. А главное - жизнь в деревне возрождается,  и летом, как и прежде, тут поют чижи и прилетают аисты. 

Ольга СМЫКОВА. 

Места: Калуга
Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.

Новости по теме