Калужский Петипа

11:22, 12 декабря 2017

В Калужской области за выдающиеся успехи в сфере музыкального, изобразительного и хореографического искусства присуждаются премии губернатора  и правительства области. 

Стипендии губернатора присуждаются по пяти номинациям: премия им. Н. П. Ракова - за успехи в исполнительском искусстве на фортепиано и струнно-смычковых инструментах, премия им. С. С. Туликова - за музыковедческую работу, премия им. Н. П. Будашкина - за исполнительское искусство на народных инструментах, премия им. В. Д. Поленова - за успехи в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства, премия им. А.К. Блажевич – за  успехи, достигнутые в хореографии. Номинанты премий заслуживают всяческого поощрения, и имена у премий звучные и говорят сами за себя. Все калужане знают этих людей, а вот кто такая Александра Константиновна Блажевич, ответит не каждый. Возможно, догадаются, что это хореограф, но вот смогут ли правильно назвать ее имя и отчество? Да и сведений о ней в Калужской энциклопедии тоже нет. 

Мне могут возразить, что А.К. Блажевич - все-таки фигура известная.  Отчасти это верно. Но она внесла большой вклад в развитие хореографической культуры именно нашего города, а не России в целом, однако имя ее стоит в одном ряду с выдающимися деятелями культуры. 

Кем же была Александра Константиновна Блажевич и почему заслужила народную память и уважение? 

Впервые я узнала это имя примерно в 1980 г. Посетители Пятницкого кладбища тогда не могли не увидеть размещенного там обращения,  в котором говорилось, что разыскивается могила А.К. Блажевич и нужна помощь калужан в этом. Тут же оказалось, что моя бабушка была знакома с Шурочкой Блажевич по  клубу Андреева, а мама вспомнила, что занималась у нее балетом, но, правда, недолго. 

Позднее я узнала, что Александра Константиновна работала во Дворце пионеров и вела хореографический кружок вместе с Е.Л. Ларионовой. 

Собрать цельную картину о жизни А.К. Блажевич оказалось непросто, сведения о ней обрывочны, даже год рождения приблизителен. Точно известна только дата смерти: 13 октября 1965 года. Она умерла в возрасте 65 лет, а значит, родилась либо в 1900 г. (как принято считать, но метрическая книга Калуги этого не подтверждает),  либо в 1899-м. Ученица А.К. Блажевич, А.Н. Константинова уверенно назвала мне дату, когда дети поздравляли своего хореографа с днем рождения, - 23 апреля. 

Фамилия Блажевич непривычна нашему слуху. Людей с такой фамилией чаще можно встретить в Белорусии, в Польше, а  Блажевичи живут в Хорватии.

Она созвучна со словом «блажь», которое могло иметь ряд значений: «упрямство, своенравие, несбыточные мечты». Прозвищем, образованным от данного слова, могли назвать взбалмошного, безрассудного человека, отличавшегося, по мнению окружающих, странным поведением и поступками. Не случайно на Руси блаженными именовали калек и юродивых. В народе они почитались как святые, обладавшие даром прорицания, и назывались божьими людьми. 

Не исключено, что фамилия Блажевич связана со словом «блаженство» - «счастье, благополучие». В этом случае она принадлежала счастливому и преуспевавшему хозяину. Трудно сказать, была ли наша героиня счастливым человеком, но то, что творческой  фантазии ей было не занимать, можно сказать наверняка. 

Марина Марон, внучка аккомпаниатора А.К.Блажевич  Зинаиды Оттовны Врублевской, поделилась своими воспоминаниями: «Я помню, бабушка рассказывала, что с Шурочкой невозможно было просто так по улице идти. Она на ходу придумывала новые па и тут же на тротуаре воплощала их в жизнь. Могла фуэте сделать, прыжок какой-нибудь, связку движений и тут же спрашивала бабушку: ну как ты думаешь, так хорошо будет?» 

Самые ранние, известные мне сведения о  семье Блажевич связаны с именем Ивана Николаевича, выпускника Московского университета. До переезда в Калугу в 1808 г. он преподавал в университетском благородном пансионе словесность. По сведениям Г.М. Морозовой, в Калуге он работал в недавно открытой гимназии. Его сыновья  Александр (дед Александры Константиновны) и Николай тоже пошли по педагогической стезе. 

Шурочка Блажевич родилась в семье внука Ивана Николаевича – Блажевич Константина Александровича и Степаниды Стефановны.  Кроме Шурочки в семье подрастала дочь Евгения. Книга Н. Булычова «Список дворян, внесенных в дворянскую родословную книгу по 1 октября 1908 г.», изданная в Калуге в 1908 г., позволяет утверждать, что с 1849 г. род Блажевичей носит дворянский титул и внесен в 3-ю часть указанной книги. 

Детство сестер было связано с Андреевским. Вероятно, здесь жили их родственники. О проведенном там времени Александра Константиновна позже рассказывала своим воспитанникам. Именно их воспоминания и стали основой данной работы. 

Документально удалось установить, что в 1915 году Александра Блажевич получила аттестат об окончании 7 класса Калужской женской гимназии. Вероятно, что на определенном этапе своей жизни Шура училась в Московской частной балетной школе. Ее педагогом была Лидия Ричардовна Нелидова (1863—1929), настоящая фамилия Барто. Лидия Нелидова не только танцевала на сценах Большого и Мариинского театров, но и была известным педагогом, автором статей по теории танца. В 1908 г. она открыла первую в Москве частную балетную школу. Так или иначе, но профессия Александры Константиновны была определена, однако революционные события меняют привычный уклад жизни. Из рассказов А.К. Блажевич ее ученики знали, что в 1921 г. она была зачислена на учет «ПОСРЕДРАБИСА» (посредническое бюро по найму и распределению актеров и других театральных работников, существовавших в СССР в 1920-30 гг.) как артистка эстрады и работала в Москве в Театре оперетты. В 1937 г. вернулась в Калугу. Здесь она была музработником в детском саду и в детдоме на Луначарского, вела хореографический кружок при клубе Андреева, который даже в годы войны не прекращал своей работы. Вот как вспоминает об этом А.Калиничева: «Освобождение Калуги - самое большое событие, вслед за которым наступил новый 1942 год, правда, без елки и подарков. Начались занятия в школах. Особенно запомнила Саша, как вместе с подружками пошла в Народный дом – клуб имени Андреева, в кружок бальных танцев, который вела Александра Константиновна Блажевич. Мама сшила ей балетки из белой простыни и юбку из трех слоев марли, которую обязательно крахмалили. Были потом и балы-маскарады, и елки, которые девочки украшали приобретенными еще до войны игрушками, а также теми, что мастерили сами». 

У А.С. Днепровского-Орбелиани в домашнем архиве сохранилась программа концерта преподавателей и учащихся Калужской детской музыкальной школы из произведений П.И. Чайковского, посвященного 2-й годовщине освобождения Калуги от немецких оккупантов, за 1943 год. В программе написано о балетной постановке А.К. Блажевич. Кроме того, по ее рассказам, она входила в число артистических бригад, передвижных театров, концертных групп, выступавших перед бойцами на передовой. 

К слову сказать, всю свою жизнь Блажевич прожила в коммунальных квартирах. А.Н. Константинова вспоминает, что сначала ее дом был на ул. Женщин Работниц (район современного Вилонова, 5), а потом Александра Константиновна поселилась в однокомнатной коммунальной квартире на 2-м этаже дома, известного тогда как Комсомольский магазин, а теперь  горуправа. 

Много детей прошло через руки Александры Константиновны. Конечно, не все они связали свою жизнь со сценой, но наиболее одарённые  и трудолюбивые получали от своей наставницы хорошую подготовку. Много достойных людей воспитала, а кому-то открыла дорогу в профессию А. К. Блажевич. Среди них: Тамара Ивашковская, Татьяна Черемушникова, Марина  Малахова, Вячеслав Турский, Валентина Евтеева и многие  другие, которые до сих пор передают свое мастерство учащимся областного колледжа культуры, а также молодым танцорам в хореографических коллективах. 

В последние годы жизни А.К. Блажевич  тяжело болела, и сестра забрала ее к себе, поскольку своей семьи у Александра Константиновны не было. Покоится А.К. Блажевич в Калуге на Пятницком кладбище. Известен только номер ее могилы (6377), а вот место захоронения, к сожалению, утрачено. Возможно, счастливый случай или вмешательство калужан помогут изменить эту ситуацию. 

Ее называли калужским Петипа. Она ставила собственные балетные спектакли, сама писала партитуру, придумывала хореографические образы. Ее именем назван областной конкурс хореографов. Ученики Александры Константиновны и сегодня говорят о ней с обожанием, восхищением, преклонением.

Подводя итог сказанному, отмечу, что героиня данного повествования –  человек необыкновенный. Посвятив свою жизнь искусству, она оставила добрую память в сердцах своих учеников и единомышленников и при этом предпочитала оставаться в тени, не любила фотографироваться, и даже место захоронения ее утрачено. 

Марина РЫБАКОВА.

 

Места: Калуга
Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.