Через четыре века пролегая

00:00, 16 сентября 2009
Каменному мосту будет возвращён его первозданный облик.

Реконструкция Каменного моста нарушила привычный ритм жизни многих калужан. Временное отсутствие транспортных и пешеходных маршрутов породило немало проблем. Но все они – ничто по сравнению с вопросом сохранения уникального памятника истории и архитектуры, равного которому нет в России. Если бы в марте на Каменном мосту не случилась авария, вряд ли бы сегодня всерьез подумали о его реконструкции. Как  говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. А дальнейшая эксплуатация моста могла бы привести к многочисленным человеческим жертвам, ведь этот исторический памятник, как  установили эксперты предприятия «Гипро-трансмост», уже давно был аварийно-опасен.

Из XVIII века в XXI протянулось гениальное творение архитектора Петра Никитина. 200 лет назад по Каменному мосту ездили конные экипажи и прогуливались горожане. Петр Никитин, конечно же, не мог предполагать, что здесь будут двигаться троллейбусы и большегрузная техника, поэтому первые пролеты моста были деревянными. Но уже в 1910 году они были заменены бетонными. Кстати, качество бетона столетие назад было значительно выше того, что был уложен в пролеты в 1975 году. Это отметил главный архитектор проекта реставрации Каменного моста академик Олег Журин на заседании научно-методического совета по сохранению культурного наследия при правительстве области. Олег Игоревич своим долгом считает не только восстановить мост, но и возвратить ему первозданный облик. А для этого придется выполнить колоссальный объем работы. Во-первых, необходимо  с основания опор моста снять грунт с трех до восьми метров в глубину. За два с лишним столетия так называемый культурный слой почти на треть закрыл от нас творение Никитина. Во-вторых, мосту нужно вернуть его изначальный светло-серый цвет, который удивительно гармонировал с окружающей средой Березуйского оврага. Екатерина Вторая дала этому цвету имя «дикой», подчеркивая тем самым связь этого колора с природой.

Но главной задачей для реставраторов остается восстановление , а точнее – спасение моста. Ведь еще несколько месяцев его эксплуатации могли бы привести к невосполнимой утрате этого исторического памятника. Для реконструкции необходимо заменить опоры моста, уложив в их основание монолитный армированный бетон. Предстоит также заменить около 60 процентов разрушенной кирпичной кладки. Кирпичи за два века эксплуатации от постоянной сырости утратили все свои прочностные качества. А это вызвано тем, что через Каменный мост протянуты водопроводные коммуникации, трубы постоянно текут, что, естественно, вызывает разрушение старинной кладки. С кирпичами сегодня существует проблема, потому что для реставрации нужны особые кирпичи – большемерные, какие и применялись при строительстве в XVIII веке. А выпускает их лишь одно предприятие в Подмосковье. По всем остальным строительным направлениям проблем нет.

Строители-реставраторы трудятся весь световой день, без выходных. Олег Журин считает, что уже в декабре по мосту можно будет открыть движение транспорта, хотя сама реконструкция еще будет продолжаться. Видно было, что Олег Игоревич крайне обеспокоен этой проблемой - движение транспорта, как, впрочем, и многие краеведы и архитекторы, присутствовавшие на заседании совета. Олег Журин  отметил, что транспортное движение по Каменному мосту должно быть временным. С созданием в Калуге новых транспортных развязок Каменный мост должен стать исключительно пешеходным. Впрочем, и сейчас, после возобновления транспортного движения по мосту, проезд по нему большегрузного транспорта будет запрещен. Длительное использование моста для проезда транспорта недопустимо, это может привести к разрушению этого уникального памятника.

Одновременно с реконструкцией моста будет вестись и благоустройство всего Березуйского оврага, а на эти цели при поддержке городского центра занятости могут быть задействованы общественные работы. Здесь предполагается вырубить кустарники и некоторые деревья, закрывающие вид на исторический памятник. Будет благоустроен протекающий в овраге родник «Здоровец», возле которого построят часовню и беседку. В овраге будут оборудованы несколько лестничных подъемов, выставочный павильон, кафе. Одним словом, Березуйский овраг будет превращен в нижний городской парк отдыха, каковым его и задумывал в первой половине XIX века калужский губернатор Николай Смирнов.

Полностью преобразившийся мост с историческим «диким» цветом и  благоустроенным Березуйским оврагом калужане смогут увидеть лишь в 2010 году. А пока на территории исторического памятника кипит работа. До наступления холодов реставраторам предстоит выполнить основные объемы ремонтно-восстановительных работ. Одно из чудес Калужской земли переживает сейчас поистине свое второе рождение.

Игорь ФАДЕЕВ.
Фото Николая ПАВЛОВА.
Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.