Общество | Официально | Политика | Экономика | Мы и закон | Наука и образование | Потребителю | Здравоохранение | ЖКХ | Культура | Спорт | Память |
Эпоха в ёлочных игрушках.
В чём прелесть старых и старинных игрушек?
«Люблю я у ёлки одна посидеть,
Люблю я как следует всё разглядеть:
Какие игрушки, не скучно ли им,
Иль кто недоволен соседом своим...»
Стихотворение Елены Благининой отражает отношение к новогоднему чуду любого ребёнка. Детям нравится разглядывать игрушки, находить знакомых персонажей, живущих на ёлке из года в год, выдумывать истории или вспоминать сказки. Впрочем, не только детям… Элегантные в своей строгости, одетые по европейской моде в однотонные шары и банты современные ёлки привлекают своим блеском на пару минут.
Казалось бы, сегодняшнее магазинное обилие новогодних украшений может удовлетворить самый изысканный вкус. Однако в последние годы советские ёлочные игрушки пользуются огромной популярностью: их отыскивают в бабушкиных чемоданах, скупают, коллекционируют… Советские игрушки привлекательнее дореволюционных не только из-за своей доступности. Причина скорее в том, что в сюжетах, материалах и способах их изготовления отразилась стремительно меняющаяся эпоха.
Идея собирать старые игрушки родилась во время поездки в Клин, на фабрику и в музей ёлочных игрушек, и выросла благодаря друзьям и знакомым, которые, узнав об увлечении, стали дарить мне эти сокровища. Ну а потом начался поиск на интернет-просторах, в антикварных магазинах и погружение в историю вопроса…
Игрушки из ваты появились, конечно же, до революции. Обычно игрушка формировалась на основе проволочного каркаса, а объём ей придавали с помощью клейстера. Применялись и комбинированные способы изготовления: например, голова или лицо кукольного человечка изготавливались из фарфора или папье-маше.
Советские артели 30-40-х годов XX века этот способ, конечно, переняли. Правда, фарфоровых лиц уже не встречалось: папье-маше было куда дешевле. Фантазия художников не знала границ: фрукты и овощи, животные и птицы, фигурки в национальных костюмах, сказочные персонажи, спортивные снаряды… Цех игрушек московской фабрики «Детская книга» выпускал даже сюжетные игрушки, в том числе по сказкам Чуковского. Персонажи и сюжеты во многом отражали веяния времени: на ёлках висели «Ворошиловский стрелок», композиции «Граница на замке» и даже товарищ Шмидт, который рука об лапу с полярным медведем устанавливал флаг на Северном полюсе.
Чуть позже стали применять горячую штамповку.
Сегодня такие ёлочные украшения – большая редкость. Найти их можно только в серьёзных коллекциях или… в бабушкином сундуке. Да, во многих домах они сохранились. Впрочем, это не так уж удивительно: вата – материал достаточно долговечный.
Ещё чаще можно встретить ватные игрушки более позднего времени, 60-70-х годов. Подобные груши и яблочки знакомы многим: их не только продавали, но и делали самостоятельно. В книгах и журнальных рубриках серии «Сделай сам» была описана немудрёная технология изготовления.
Найти бумажные игрушки в современных домах тоже возможно, при условии, что это папье-маше или прессованный картонаж. Их активно выпускали с 30-х по 50-е годы. И сюжеты вновь отражали реалии времени: рядом с рыбками и зайчиками на новогодних ёлках висели картонажные пятиконечные звёзды, дирижабли, автомобили, космонавты и пограничники.
Впрочем, существовал ещё целый пласт бумажной новогодней игрушки: объёмные, склеенные из картона часы, светофоры, утюги, бескозырки, рубанки, сумочки… И даже маленькие книжки-обманки, в которые можно было положить конфетки, – своего рода предшественники киндер-сюрприза. Их так и называли: сюрпризницы. Однако по причине хрупкости конструкции таких игрушек сохранилось совсем мало, и увидеть их можно разве что в музее.
Это по праву самый популярный материал для ёлочных игрушек. Тонкое и хрупкое, волшебно сверкающее – таким и должно быть настоящее чудо. Кроме того, они требуют авторского исполнения и авторской росписи.
Фабрики ёлочных игрушек сегодня охотно принимают гостей и демонстрируют им своё мастерство: и стеклодувное, и декоративное. И что ни говорите, блеск пластмассовой игрушки не может соперничать с переливами настоящего стекла. Кстати, первые наборы плоских пластмассовых игрушек появились в 50-60-е годы прошлого столетия, но большого интереса не вызвали.
Однако и стеклянные игрушки были очень разными.
Они, конечно, самые интересные и самые сказочные. Особенный интерес - к игрушкам на прищепках. Возможно, потому что с их помощью на ёлке оживали сказки. Сказки Пушкина, «Снегурочка» Островского, «Айболит» Чуковского, «Серебряное копытце» Бажова, «Чиполлино» Дж. Родари– каких только серий ни выпускалось в 50-60-е годы! Рядом стояли клоуны и космонавты.
Впрочем, подвесные фигурки ничуть им не уступали по фантазии и исполнению. Были среди них не только сказочные персонажи, но и стратостаты, автомобили, спутники и даже ракетоносители.
Наверное, первыми модульными игрушками можно назвать стеклянные выдувные бусы, которые перекочевали на ёлку из шкатулок наших прабабушек – сначала-то они носились как украшения.
В середине 30-х завод «Лабор-прибор» города Клина освоил выпуск модульных игрушек, ещё их называют «люстровыми». На основе проволоки из бус и стекляруса монтировали всевозможные фигурки: от снежинок и звёзд до парашютов и самолётов. Те, чьё детство пришлось на послевоенные годы, вспоминают сегодня, что и сами делали подобные модели по схемам из детских журналов.
В моей коллекции таких очень мало. Потому что это отдельная тема: их существует великое множество. Выпускались шары с художественной и орнаментальной росписью, с выпуклым рисунком. В начале 70-х новые технологии заставили рисунок светиться в темноте. А если у вас в коробке сохранился шар из невероятно толстого стекла – вероятнее всего, он был выпущен на радиоламповом заводе. Кстати, Московский электроламповый завод в 30-40-е годы выпускал лампочки с художественной росписью и с использованием переводных картинок.
Выпускались шары и подвески с изображением скульптур и памятников архитектуры – так что сегодняшний хэндмейд на лампочках и корпоративные ёлочные шары имеют свою давнюю историю.
Они появились в конце 70-х прошлого столетия. Новый материал поначалу очаровал детей и взрослых: игрушки были куда легче стеклянных, а главное – не бились. Со временем выяснилось, что у них есть свои недостатки: на фигурках легко появлялись вмятины. А ещё они быстро теряли праздничный вид, и очистить их составляло отдельную проблему. Но самое главное – пенопласт совсем не обладает той волшебной хрупкостью и блеском, которыми отличается хрупкое новогоднее стекло.
Мир новогодних украшений гораздо шире и интереснее. Можно долго рассказывать о новогодних флажках, об игрушках, которые ставились под ёлку, о новогодних гирляндах... Невозможно всё охватить в одной статье, как и в одной коллекции.
И как же быть? Ведь игрушкам, наверное, хочется украшать ёлку, а не лежать систематизированными рядами в специальных коробках. Они созданы для праздника, который и так длится совсем недолго.
Поэтому на нашей ёлке рядом с ветеранами советского времени соседствуют совсем новенькие хрупкие фигурки и сделанные своими руками. И у каждой из них – своя история.