Рассекреченный генерал

00:00, 01 октября 2009
В следующем году Россия отметит 65-летие со дня окончания Великой Отечественной войны. Союзники СССР по антигитлеровской коалиции (США, Великобритания и Франция) не останутся в стороне. Самое время вспомнить о военном сотрудничестве, о втором фронте. Но еще задолго до мая 1944 года, когда союзники высадились в Нормандии, конгресс США принял решение помогать любой стране, чья оборона против вермахта признавалась жизненно важной для Америки. Такой страной и стал Советский Союз, принявший на себя главный удар военной машины Третьего рейха 22 июня 1941 года.

Напомним: программа ленд-лиза (от Lend — «давать взаймы» и Leas — «сдавать в аренду, внаем») — это система, по которой США, частично на безвозмездной основе, передавали союзнику во второй мировой войне боеприпасы, продовольствие и стратегическое сырье.

Благодаря старым учебникам истории и популярным военным романам Валентина Пикуля у наших граждан составилось представление, что основные поставки осуществлялись в виде Северных конвоев через Атлантику. На самом же деле львиная доля американского ленд-лиза (более 47 процентов) шла через сравнительно безопасный Тихоокеанский маршрут, 24 процента поставок велись через Иран... Красная Армия получала американские самолеты различных типов, танки, зенитные и противотанковые орудия, автомашины, трактора, мотоциклы…

Поскольку немецкая авиация долго господствовала в воздухе, одним из важнейших статей ленд-лиза были американские самолеты: истребители «Аэрокобра», «Кингкобра», «Киттихаук», штурмовик «Митчелл», средний бомбардировщик «Бостон», транспортный самолет «Дуглас» и др.

О тех советских людях, которые на американской земле вели каждодневную и неустанную работу по переправке военной техники из США в СССР, и рассказывает недавно вышедшая в издательстве «Фридгельм» книга тарусского журналиста Игоря Гунченкова «Засекреченный генерал». Главный герой книги — генерал-полковник авиации Роман Петрович Покровский, наш земляк-калужанин, увы, так и не успевший увидеть эту книгу.

Научный консультант книги, кандидат исторических наук, профессор Илья Степанович Писаренко открывает свое предисловие такими словами: «Документальная повесть И.Ф. Гунченкова является глубоким историко-биографическим исследованием, в котором на основе вводимых в научный оборот архивных документов впервые прослеживается жизненный путь одного из выдающихся руководителей советского военно-промышленного комплекса…» Научный рецензент так оценивает личные качества героя книги: «Вне всякого сомнения, Р.П. Покровский обладал уникальным психолого-педагогическим даром общения с различными людьми…» Именно эти качества в годы войны и позволили Роману Петровичу стать не только высококлассным инженером по радиоэлектронике, но также выдающимся организатором, c авторитетом которого считались специалисты-соотечественники и американские коллеги-авиаторы там, на холодной Аляске, куда его послала Родина в 1942 году.

Война каждодневно пожирала не только огромное количество человеческих жизней, но и колоссальные объемы военной техники. Особенно большие потери несла авиация Красной Армии: воздушные асы Третьего рейха имели к началу войны лучшие в Европе самолеты и большой боевой опыт. От перегонки американских самолетов по маршруту Аляска – Сибирь в определенной мере зависела судьба фронтов, исходы генеральных сражений. Сталин сумел настоять перед президентом США Рузвельтом, чтобы не американские, а советские летчики занимались перегоном самолетов над территорией СССР. Особая группа авиаторов, в которую был зачислен капитан Покровский, готовила самолеты и самих летчиков, которым еще до перегона надлежало в совершенстве освоить новые машины, которые отличались по конструкции от советских. За ленд-лиз летчики и техники несли ответственность в прямом смысле собственной головой. Сталин лично контролировал поставки союзников и потери самолетов во время перегонов.

Общая работа и ответственность сблизили русских и американских авиаторов. Благодаря книге И. Гунченкова мы можем узнать имена и советских специалистов, и американских, долгое время находившиеся в тайне, и имена тех, кто приближал нашу общую победу, находясь за тысячи километров от линии фронта.

Особым достоинством книги является также то, что она показывает, как союзнические, служебные отношения в ходе опасной и тяжелой работы сближали русских и американцев, как появлялось то, что принято называть «боевым братством». Ведь пилоты, вынужденные работать в любых погодных условиях, нередко гибли, пропадали без вести. Потери были и со стороны американцев, и со стороны советских летчиков. Но на смену погибшим прямо с фронта прилетали те, кто еще вчера участвовал в воздушных боях, ленд-лиз продолжал действовать.

Нам сейчас трудно понять, что стоит за словами «боевое братство». Но именно оно сыграло злую шутку с премьер-министром Англии У. Черчиллем и теми генералами-союзниками, которые разрабатывали в начале 1945 года секретную операцию «Немыслимое». Речь шла о том, чтобы после разгрома нацистов сразу повернуть войска британцев и американцев, а также вооруженных немцев-военнопленных против «иванов», чтобы оттеснить их на восток.

Но не получилось. Встреча на Эльбе показала, что американские и британские солдаты и офицеры настроены слишком дружественно по отношению к русским и совершенно немыслимо заставить их воевать с союзниками. По крайней мере сразу после окончания войны.

После возвращения на Родину инженер-майор Покровский продолжал службу в Москве. Его глубокие теоретические знания и большой опыт работы по радиоэлектронике и радиолокации были востребованы в авиационной службе. В феврале 1957 г. Покровскому было присвоено  звание генерал-майора, в 1968 – генерала-полковника. С участием Покровского были созданы пять научно-исследовательских институтов, работавших на укрепление обороны страны.

К сожалению, несмотря на большие заслуги перед Родиной, генерал-полковник Покровский мало известен в родной Тарусе и в Калуге, где в 1935 году закончил Калужскую среднюю школу № 5. Виновата в этом, разумеется, засекреченность его службы. О нем не писали очерки, он не давал интервью корреспондентам газет и телевидению. Он прожил скромно свою жизнь, cкончался 21 сентября 1986 года... Но, видимо, пришло время взглянуть на этот вопрос иначе.

Юрий ХОЛОПОВ.
Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.