Научим по-семейному

20:15, 09 февраля 2018

Можно ли дать ребёнку образование дома?

В предыдущем номере мы начали рассказывать о семейном образовании как форме обучения детей. Сегодня своим опытом поделится ещё одна калужская семья.

Учи учиться

Ольга Кузьмина  по образованию филолог, преподаватель русского языка и литературы, работала журналистом, занималась творческими проектами. Сегодня у них с мужем свой бизнес. Когда Ольга осознала, что новый стиль жизни позволяет воспитывать детей дома, сначала сомневалась, а потом окунулась в общение, обучение и развитие. Первой дома стала обучаться старшая, Таисия.

- Я предлагала дочери такой вариант ещё в первом классе, но она отказалась, - рассказывает мама. – Мне не очень нравится сама школьная система, нелепые задания: например, когда ребёнка обучают писать звуками слово «йаблака», в то время как он ещё и буквами писать не научился. Не всегда устраивает отношение к детям.

Тая училась хорошо, однако с середины второго класса сама стала уговаривать перевести её на семейное образование. Так что решение было обоюдным.

Третий класс начался с «альтернативного 1 сентября»: Ольга с дочкой отправились в путешествие по Волге до Казани на пароходе. Тая получила массу новых знаний по биологии, географии, познакомилась с особенностями православной и мусульманской религий... Потом были аналогичные поездки по другим городам России, где мама делилась с дочкой знаниями и училась сама. Кстати, учиться Ольга любит и умеет.

- Я понятия не имела о современных методиках изучения иностранного языка, которыми теперь пользуюсь и которым обучаю Таю, - рассказывает она. – Они позволяют быстро запоминать иностранные слова, осваивать понимание текста и значительно ускоряют процесс. Ребёнка надо научить учиться – и всё будет происходить легко и с удовольствием.

Тая обучается в школе «Экстерн-офис Битнера», расположенной в Новосибирске. Выпускники получают аттестат 83-й новосибирской школы. Расписания как такового нет: просто идёт поэтапное освоение программы.

- Часть предметов Тая осваивает без моего участия: повторяет английские слова, переводит, потом показывает мне выполненное, - рассказывает мама. - В целом мы занимаемся примерно до часу дня, делая перерывы.

Сил и времени на учёбу тратится гораздо меньше, зато девочка посещает огромное количество кружков: бассейн, индивидуальный вокал, танцы, художественная школа, ну и главная любовь Таи – фортепиано.

- Во втором классе у нас помимо основной школы была только музыкальная, но дочь сходила с ума от усталости, - вспоминает мама. - Бывало, она после школы садилась в машину и плакала. Сегодня мы с трудом успеваем возить на все занятия, я предлагала от некоторых отказаться, но Тая не соглашается категорически, ей всё нравится.

При этом в свои 10 лет она уже изучает программу пятого класса. Программа четвёртого сдана почти вся.

- Сейчас у нас дома два сошника: среднему Лёне исполнилось семь в октябре, с лета мы начали заниматься, - рассказывает Ольга. - Официально в школу пока не поступали. Я думаю, запишемся в новом учебном году и в течение года сдадим программу первого и второго классов.

У Лёни обучение тоже движется быстро: уже осваивает таблицу умножения. А ещё ходит на карате, робототехнику, в бассейн и на рисование… Обучению в школе мальчик воспротивился, хотя родители такой вариант предлагали.

- В Калуге аттестоваться мы не пробовали, но есть знакомые, которые такой опыт имеют, - рассказывает Ольга Кузьмина. - Судя по отзывам, отношение к семейному образованию позитивом не отличается. Мне кажется, в школе учителя больше внимания уделяют форме, чем содержанию. Почерк, «неправильное» исправление или оформление работы являются поводом для снижения оценки.

География вопроса

Образование на дому наиболее популярно в США, Канаде, Австралии и Великобритании.

В Соединенных Штатах на этой форме обучения находятся около трех процентов школьников - это более полутора миллионов человек.

В Германии и Швеции эта практика запрещена законодательно. В Германии такой вид образования карается штрафами, тюремными сроками для родителей и даже лишением родительских прав.

По оценке основателя проекта «Семейное образование» Игоря Чапковского, который начал обучать своих детей дома в 1986-м, сейчас в России вне школы обучаются 65-70 тысяч детей.

Гаджет в роли методички

Когда-то Ольга была категорической противницей гаджетов, со временем позиция  изменилась: не в то время живём. Тем более что они тоже могут стать источником знаний и умений. Как и многие компьютерные игры, которые параллельно развивают логику и стратегическое мышление. Главное - правильно выбрать и ребёнку вовремя предложить. Яркие и познавательные фильмы о загадках истории, о природе и животном мире дети смотрят вместе, даже пятилетнему Матвею интересно. Ну и для учёбы интернет необходим.

- Сейчас появился замечательный ресурс «Фоксфорд», где лучшие учителя страны проводят лекции и уроки онлайн, - делится Ольга. - К нему часто обращаемся, особенно для изучения предметов, в которых я не очень компетентна. Есть игровой и очень интересный сервис по математике «Учи.ру». 

В начале семейного обучения мама опасалась проблем, которые могут возникнуть в старших классах при сдаче экзаменов. Сегодня, наблюдая сверстников дочери, обучающихся в школе, она успокоилась: знания Таи во многих областях даже больше и глубже. 

- Оценивать ситуацию будем ближе к экзаменам, - замечает Ольга. - Посмотрим, куда дочь соберётся поступать, какие профильные предметы выберет. Если я пойму, что не справляюсь, обратимся к репетиторам. Но только по тем предметам, которые ей будут нужны для выбранной профессии.

По информации управления образования Калуги, в настоящее время в школах города регулярно проходят аттестацию 37 детей, обучающихся дома. Цифра периодически меняется: например, на днях ещё одна семья обратилась с заявлением о переходе на форму семейного образования.

Плюсы и минусы семейного образования по мнению Ольги Кузьминой

+ У нас достаточно времени  для «погружения» в предмет или тему, которые заинтересовали: чтение дополнительной литературы, просмотр фильмов.

- Дети, которые обучаются дома, очень много читают – просто запоем, - делится наблюдениями Ольга. - Проблема в том, чтобы направить это чтение в нужное русло, чтобы оно не становилось «сериальным». 

Всем ли подходит семейное образование? На этот вопрос обе мамы ответить затруднились. «Не попробуешь – не узнаешь», - считает Мария Трофимова. Вопрос, должны ли родители при этом непременно находиться дома, тоже вызвал сомнения. Но такие семьи есть.

В интернете же родители сошников уже делятся успехами своих выпускников: ЕГЭ сдал, поступил и «сказал мне спасибо за правильное детство. Я была тронута».

Так что семейное образование сегодня возрождается и утверждается, формируя свою систему и свои традиции. Хотя и накладывает серьезные обязательства на родителей: ведь на школу уже «стрелки не переведешь».

Наталья ЛУГОВАЯ

Фото из архива 

семьи Кузьминых.

Места: Калуга
Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.