Хрущёвские сезоны

15:45, 11 мая 2018

О роли режиссёра в театре

Как ни крути, именно он делает театр. Впрочем, и театр делает режиссера. В Калужском драматическом уже четыре месяца новый главный режиссер. За это время произошла масса событий, которые если не встряхнули театр и зрителя, то по крайней мере дали понять: сюда ходить по-прежнему интересно не только потому, что наш театр вообще давно и прочно умеет удивлять, но и потому, что здесь появилось много нового, связанного именно с личностью Владимира Хрущева. Я понимаю, что это довольно опасное высказывание, потому что у калужского зрителя, а уж тем более у тех, кто работает в театре, есть свой взгляд на происходящее. Тем не менее, осознавая опасность такого своего видения, все же позволю себе на этом настаивать.

Газета уже давала свое мнение о сезоне с новым главным режиссером. Теперь  - его точка зрения на первый театральный сезон.

Хрущев возглавил большой и старый театр со шлейфом двухсотлетней традиции, устоявшимися представлениями зрителя о своем родном домашнем театре. 

Пожалуй, главное новшество, которое уже преподнес нам нынешний  главный режиссер, – даже не два спектакля, поставленных им самим, хотя они и достойны того, чтобы о них говорить. Это невероятно насыщенная событиями жизнь вокруг сцены и зрительного зала, уложенная в проект «Театр +». Театральный язык должен быть многообразен, сложен и интересен.  Потому что театр – не только спектакль. 

Учимся

Такой жизнью вокруг театра и тесно с ним связанной стали диалоги со зрителем уже о тех спектаклях, которые идут на сцене давно. А еще «Малая театральная академия» с удивительно емкими и потрясающе интересными мини-лекциями доцента КГУ Владимира Карпова перед спектаклями. Пока таких лекций было две – перед «Без вины виноватые» Островского и «Женитьбой» Гоголя. Однако предполагается, что будут и другие выходы литературоведа на публику за 10 минут до открытия занавеса. 

Актеры тоже не остались без внимания. Для них была организована лекция московского театрального критика Веры Сенькиной «Пространство эксперимента. Опыт регионального театра». И лекция литературоведа Ксении Волоховой о сценических возможностях прозы Тургенева. Знакомство с экспериментами коллег - весьма полезное дело. Режиссер намерен исследовать жизнь и человека вместе с актерами и дальше, поскольку без этого нет движения вперед. 

Растём

Вторая половина сезона отмечена «Семейными театральными чтениями» - проектом для родителей с маленькими детьми. Под руководством молодого калужского энтузиаста Юлии Васюновой родители и их дети сами ставят спектакли, вовлекая зрителя в активное участие. 

– Васюнова удивительно интересно это делает, - рассказывает главный режиссер. - Подтаскивает сюда людей, которых достаточно много вокруг нее. Это наш будущий зритель, включая детей. 

Дать шанс человеку попробовать что-то новое для себя - кредо режиссера. Опыт Васюновой подсказывает, что рисковать все же стоит. Спектакли для родителей с детьми на сцене «Под крышей» чрезвычайно востребованы. 

Развиваемся

Еще одно событие «Театра +» - летняя лаборатория по прозе Тургенева «Тургенев#2018». С этим и связана была лекция уже упоминавшейся Ксении Волоховой. Такого в Калуге точно еще не было, хотя подобные лаборатории – дело обычное для российских театров. Несколько молодых режиссеров из других городов с калужскими актерами за четыре дня должны представить эскизы будущих спектаклей. Возможно, какой-то из них станет полноценным и войдет в репертуар театра на будущий сезон. Предложить артистам  поработать в условиях творческого стресса – хорошая школа. 

Творим

Приглашение на постановки интересных и имеющих собственную эстетическую позицию режиссеров Александра Ряписова, поставившего спектакль «Я подам тебе знак» по «Афинским вечерам» Петра Гладилина, и Дмитрия Бурханкина («Отчаянные мечтатели» по повести Циолковского «Вне Земли») – тоже игра, в которой участвуют и зрители. При всей простоте материалов в этих названиях есть стратегические ходы и перспективные задачи. Мотив режиссера на данном этапе вполне доказуем…

- Я люблю актеров и хочу, чтобы они почувствовали, что их  актерская биография не ограничена  одной фамилией и одним направлением, - признался Владимир Хрущев. - Она может быть очень разная. И это чрезвычайно полезно. 

Похоже, что получилось. «Афинские вечера» специально выстраивались под старейшую актрису театра Любовь Кремневу, которая справилась с ролью блистательно. А как ярко и точно работает артист Сергей Лунин! Автор был на спектакле и отметил замечательный актерский дуэт. А вот «Отчаянные мечтатели» выходят даже за рамки сценического эксперимента (спектакль по совершенно несценической научно-популярной повести фактически без сюжета и каких-либо зацепок). Это желание показать Циолковского не застывшим, а живым и интересным, и пробудить в зрителе ребенка, страстно мечтающего о свершениях и интересной жизни. 

* * *

Следующий сезон начнем с удивительно озорной истории «Ханума», которую представит  приглашенный режиссер Алла Решетникова. Она параллельно с режиссером Виктором  Стрельченко («Курьер» по повести К. Шахназарова) будет продолжать тему отцов и детей. А продолжится 242-й сезон разговором о любви. Любви во всех ее проявлениях.

Кстати, 1 мая Владимиру Хрущеву исполнилось 49 лет. Искренне поздравляем его с днем рождения. Самый возраст для стабильной работы, интересных высказываний и мудрого руководства.

Из досье

Владимир Хрущев окончил школу пантомимы в 1991 году, Челябинский институт культуры по специальности «режиссер драматического театра», РАТИ (ГИТИС), Высшую школу деятелей сценического искуства в 2004 году, мастерскую народного артиста РФ профессора Б. Г. Голубовского. 

Поставил более 30 спектаклей в различных театрах страны. 

Владимир ПЕТРОВ

Места: Калуга
Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.

Новости по теме