Одиннадцать друзей Тургенева

08:49, 08 июня 2018

Впервые в Калужском драмтеатре прошла творческая лаборатория

Её результатом стали четыре эскиза спектаклей по прозе русского писателя.

Иван Тургенев в версиях молодых режиссеров из Москвы, Санкт-Петербурга и Самары предстал, мягко говоря, с необычной стороны. Десант современной режиссуры по изобретательности и авантюризму,пожалуй, заткнул за пояс известных друзей Оушена. 

Доведись Ивану Сергеевичу посмотреть на свои произведения в интерпретации Артёма Устинова, Виктора Стрельченко, Веры Поповой и Дмитрия Акриша, плюнул бы он на своего «Хоря и Калиныча» и стал бы писать лишь про кокаиновый экзистенциализм, секс и политику. А «Утро туманное» сжёг бы незамедлительно, развеяв пепел по мрачным просторам туманной России.

Для театральной лаборатории в Калужском драмтеатре были отобраны в основном «не школьной программы» произведения Ивана Тургенева. «Клара Милич (После смерти)», «Письма лишнего человека», «Дым». 

Сексуальные фантазии Базарова

Мелькнули в  афише и классические «Отцы и дети». Режиссер Дмитрий Акриш поставил эскиз по пьесе Брайена Фрила «Отцы и сыновья».  Эскиз, заявка на полноценный спектакль, вместил в 50 минут всё, что нынче в тренде: политика и секс. В сублимированном виде показ идеи свелся к пластическому, яростному половому акту на фоне сломанных стульев в дыму (символизирующих, видимо, развал России). Диалоги про то, кто с кем хотел, хочет или захочет «иметь телесную любовь», и про «мы живем в стране, где все продажно и коррумпировано». 

Судя по заявке, режиссер хотел удивить калужскую публику стандартным набором «Богомоловщины». Это опасная тенденция. То, что делает Константин Богомолов, и то, что о нем пишут и теперь, увы, начинают ставить «под Богомолова», не соответствует тому, что делает сам талантливый режиссер на столичных и мировых сценах. 

В эскизе рассматривать творческие работы артистов некорректно. За четыре дня театральной лаборатории необходимо было создать эскиз спектакля. Люди работали на площадках по 12 часов. Калужская труппа испытала творческий шок. Это полезная встряска. Однако что в итоге получится (если выберут для дальнейшей постановки именно этот эскиз), увидим на полноценной премьере. Скорее всего, в результате руководство театра остановится именно на «Отцах и сыновьях». Хотя бы потому, что именно эта заявка была показана на большой сцене театра с отчетливым сценографическим, световым и музыкальным решением. 

Чижик «тургеневской девушки»

«Письма лишнего человека» в интерпретации режиссера Виктора Стрельченко – это «дурдом на колёсиках», видения замотанного с ног до головы бинтами персонажа. В этих видениях (стоит отметить, сделанных весело, на кураже) есть полный набор чумового восторга: и дебильная немного «тургеневская девушка» с разговорами про чижика в поисках сексуального партнера, и лихой оркестрик, под «завороты» которого всё и происходит, и сумасшедший с эполетами на голом торсе, и бегающие тени,  в общем, постебались над Иваном Сергеевичем по-полной. Было забавно и весело. 

Иван Сергеевич в декадансе и женском общежитии

В двух заявках, на мой взгляд, режиссеры попытались реально осмыслить глубину исследования Тургеневым человека. Речь идет о «Кларе Милич (После смерти)» (режиссер Артем Устинов) и «Дым» (режиссер Вера Попова). В первом эскизе ухвачена зыбкость существования на грани между реальностью и сознанием. Здесь видно, куда дальше пойдёт постановщик, что будет развивать и к чему стремиться. Несмотря на некоторую тяжесть восприятия, все же стоит отметить, что «Клара Милич» сделана точно в рамках условий театральной лаборатории. 

Режиссер Вера Попова очень удачно, на мой взгляд, сумела перенести дореволюционный «Дым» Тургенева в реалии сегодняшней жизни. Быт современного женского общежития и текст про жизнь «тогда» логично, как это не покажется странным, дополняют друг друга. Отрывок показан был в декорационном цехе театра, что ещё больше усилило атмосферу «логичного абсурда». Узнаваемость современных реплик героинь и событий, описанных русским писателем, плотно и ловко вплетается в единое полотно истории, которую предлагает рассказать режиссер зрителю.

Павел Руднев, куратор режиссерской лаборатории, театральный критик, помощник худрука МХТ им. Чехова:

- В лаборатории важен процесс. Режиссерские лаборатории в репертуарном театре помогают встряхнуть коллектив. Очень важно общение со зрителем.

Владимир Хрущев, главный режиссер Калужского драматического театра:

- Первый блин не вышел комом, режиссерская лаборатория в нашем театре показала полную готовность всего коллектива к решению нестандартных задач, к поискам новых путей к зрителю. Результат - это не только четыре эскиза, показанных в один день, результат в понимании единства нашего существования. Сплочённости труппы, цехов, администрации. Я считаю этот первый опыт в Калужском театре очень удачным.

Владимир АНДРЕЕВ

Фото Андрея ГОРЛАЧЁВА.

Места: Калуга
Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.

Новости по теме



Новости ВРФ