Театральный урок в сельской школе

00:00, 27 ноября 2009
Педагог из калужской глубинки победила во всероссийском конкурсе.

За годы работы Елена Долгачева зарекомендовала себя как открытый к инновациям педагог, скромный и рассудительный коллега, талантливый учитель, способный разглядеть в маленьком ученике большую личность.

Не так давно Елена Аркадьевна приняла участие в IV Всероссийском конкурсе педагогического мастерства «Мой лучший урок» и стала его призером, завоевав диплом второй степени. Финал этого конкурса проводился в Москве в ноябре 2009 года благотворительным фондом наследия Д.И. Менделеева.

- А началось всё с того, - вспоминает Елена Аркадьевна, - что учитель химии нашей школы Ольга Бобылева приняла участие со своим учеником Семеном Барановым в конкурсе исследовательских работ учащихся, его также организует благотворительный фонд при РХТУ им. Д.И. Менделеева. В этом году на конкурс поехали мы с моей ученицей. А в это же время Ольга Львовна участвовала в конкурсе профессионального мастерства, где стала лауреатом. И, наверно, благодаря ее выдвижению и при поддержке директора школы Петра Бобылева я решилась принять участие.

Тот конкурс, на который я отправила свою работу, уже четвертый по счету. Он ежегодно собирает в Москве педагогов разных направлений: мы участвовали в гуманитарном, а в декабре состоится конкурс среди учителей начальных классов и педагогов дополнительного образования.

Первый этап конкурса проводится заочно, со всей страны учителя присылают разработки своих уроков. Разработка – это своеобразное письменное оформление урока с рассказом о целях и задачах, которые я ставила, описанием этапов проделанной работы и результативности, то есть это ответ на вопрос, почему именно этот урок я считаю лучшим.

Подобная разработка посылается в оргкомитет конкурса. На конкурс было прислано 1300 работ. Из них выбрали 250 лучших, а авторов пригласили на очный финальный тур.

В Москву приехало 220 педагогов: учителя литературы, истории, МХК (мировой художественной культуры), музыки, физкультуры, иностранных языков. Нас разделили на три группы. Мы попали в группу с педагогами по музыке и МХК. Но все равно общий итог подводился по 220 учителям.

Представление уроков проходило в течение четырех дней. Каждый учитель защищался, конечно, не как в институте с дипломом, но что-то похожее в этом есть. На защиту отводилось примерно десять минут, уложившись в которые, надо рассказать о проделанной работе с помощью электронной презентации.

Программа конкурса носит название «Современный урок». Оно полностью отвечает требованиям, ведь изменился и урок (его нельзя сравнить с тем, что был 10-20 лет назад), изменились и дети, и образовательная среда. Уроками мы должны продемонстрировать, что уже преподаем по-новому.

Я представляла урок, который проводила в прошлом учебном году в пятом классе: «Урок в театре». Мы с учениками в рамках раздела «История древнего мира» сравнивали древнегреческий и современный театр. Форма подготовки урока сейчас достаточно распространена – это форма проекта.

Проект подразумевает длительную подготовку, мы с ребятами трудились три недели, а сам урок стал результатом всего, что мы сделали. Для начала мы изучили, что есть театр древнегреческий и современный, ребята работали с энциклопедиями, справочниками и Интернетом. Потом на основе этого исторического материала подготовили костюмы и инсценировку в стиле одного из театров. Попутно делали билеты и афиши.

Во время проведения урока наш класс был разделен на две части.  Одну оформили под древнегреческий театр, другую, соответственно, под современный. Такой вид учебной деятельности называется ролево-игровой проект, он интересен для детей подобного возраста. Они примеряют на себя роли и таким способом познают мир. Конечно, мы решали и воспитательные задачи: как вести себя в театре, зачем вообще нужен театр и зачем его посещать. Результативность таких уроков значительно выше, подобный материал ребята запоминают надолго.
На самом конкурсе нам удалось посмотреть презентации коллег, задать вопросы, даже оценить работы. Тематика была представлена очень разнообразная.

Больше всего мне запомнился урок обществознания. Он проводился в 11-м классе. Ребята  работали над составлением бизнес-плана определенного вида предпринимательской деятельности. Этот урок представлял педагог из Сибири. Интересным оказался в первую очередь результат. Ребята, которые после окончания школы по каким-то причинам не смогли поступить в вузы (как раз в их классе и проводился урок), использовав бизнес-план, открыли интернет-кафе в своём небольшом поселке. Это очень приятно, потому что современный урок нацелен не только на то, чтобы дать знания, но и на практическое их применение.

Просмотрев и прослушав в своей группе 60 выступлений, я сразу четко увидела свои ошибки.

Помимо конкурса мы прошли курсы повышения квалификации. Перед нами выступали доктора педагогических наук, кандидаты, такие известные, как главный редактор журнала «Педагогический поиск» Владимир Лизинский, организатор сети творческих учителей Михаил Богуславский, редактор интернет-проекта «СОМ — в помощь учителю» Александр Драхлер. Из их лекций и занятий многое можно было почерпнуть, что я и старалась делать. Не обошлось и без развлекательной программы: для нас организовали поход в театр и Третьяковскую галерею.

Конкурс оставил после себя много впечатлений и не меньше информации: новой, интересной, современной. Вот уже 17 лет я работаю в школе и знаю, что учителя по-разному подходят к инновациям в образовании. Иногда получается, что люди тянутся к практике, но внутри оказываются глубокими теоретиками, которые стараются подходить к обучению с научной точки зрения. Я считаю, что урок должен быть интересен именно детям. Часто нам в силу своей загруженности просто некогда копаться и искать неординарный, захватывающий ребятишек материал, а такие курсы, которые прошла я,  дают хорошую усовершенствованную базу. Да, они платные, но я думаю, что эти деньги вложены в нашу профессию и в наше развитие и их не стоит жалеть (курсы стоят 9 тысяч рублей, если педагогу необходимо проживание в гостинице, сумма составляет 14 тысяч). По окончании курсов нам выдали дипломы о повышении квалификации.

Я довольна своим результатом и тем, что получилось выйти на соответствующий уровень. Мы должны воспитывать таких детей, которые понимают, что образование надо получать на протяжении всей жизни. Образование сейчас – самое главное, это ядро нашей карьеры, нашей профессии. Учитель не должен останавливаться на том, что он когда-то получил в институте. Все меняется – учиться обязательно, и тем приятнее, когда видишь результат и осознаешь, что не только Москва и крупные областные центры, но и мы – сельские школы - имеем потенциал.

Юлия ЧУПРОВА.
Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.




Новости ВРФ