Студенты храма Мельпомены

09:52, 30 июля 2018

Кто они, выпускники Калужского театрального техникума?

В номере от 25 мая в «Истоках» была опубликована статья о преподавателях Калужского театрального техникума начала 20-х годов прошлого века. Вскоре совершенно неожиданно для себя я получила письмо из Феодосии с просьбой использовать данный материал при издании книги об их земляке Фоме Александровиче Строганове-Боброве, известном в свое время певце, режиссере, артисте. Издатели разыскали его внука - Дмитрия Боброва. О том, что Фома Александрович был главным режиссером Калужского драматического театра с 1920 по 1922 год, издателям уже было известно. А теперь открылась еще одна страница его жизни, связанная с работой в Калужской театральной школе, которая с 15 июля 1922 г. стала техникумом.

Сегодня хотелось бы немного рассказать об организации учебного процесса и самих учащихся театрального техникума, которые каждый вечер после работы, не считаясь с усталостью и личным временем, спешили на занятия, постигая историю искусств и театра, костюма и быта, технику речи, театроведение, стиховедение и прочие науки. Количество учебных часов занятий в неделю было большим – 244 (с групповыми занятиями).

Задачей техникума была подготовка актеров, режиссеров и инструкторов театрального дела. Кроме того, он призван был дать своим учащимся общее культурно-художественное образование. В постановках своих, как плановых, так и случайных, техникум ставил задачу ознакомить учащихся со всеми существующими театральными направлениями. С этой целью в мае 1922 г. на сцене Всеобуча в Загородном саду был организован Молодой театр. Постановщиками там были М.П. Переверзева, Н.Г. Смирнов, Наттер.

Как уже отмечалось, техникум был вечерний и работал ежедневно в будние дни с 6 часов вечера до 12 часов ночи. Прием директора от 9 до 10 часов вечера, кроме праздников. В период каникул с 1 июля до 1 сентября техникум был открыт от 8 до 10 часов вечера. И учащиеся, и преподаватели были энтузиастами своего дела. Вот как рассказывал о своих планах режиссер техникума, бывший артист Малого театра А.Л. Желябужский: «В настоящее время намечается ряд спектаклей в течение лета силами учащихся для материальной поддержки теотехникума и для предоставления оканчивающим ученикам широкой практики в условиях публичного спектакля. Для этой цели будут использованы плановые постановки и намечаются добавочные, над которыми будет вестись работа во вторую половину лета».

Как видим, учебная нагрузка была серьезная и порой целые группы учеников обращались к директору с заявлениями следующего содержания (стилистика речи сохранена): «Признавая свою неспособность к рисованию, а также сознавая, что лишь путем начинания «с азбуки» и продолжительной, последовательной, упорной и долгой работы можно достичь некоторых результатов и то не наверное, просим освободить нас от экзаменов по таковому предмету». 

Подобные заявления показывают, что учеба в техникуме не была формальностью, а требовала немало сил и старания. Очень много внимания уделялось физической подготовке и умению двигаться. За это отвечал В.В.Винценц. Когда в декабре 1923 г. он подает заявление с просьбой освободить его от занимаемой должности, он получает следующую характеристику: «… зарекомендовал себя чрезвычайно опытным и добросовестным педагогом. Дирекция техникума считает необходимым особо отметить высокую квалификацию преподавателя В.В. Винценца, проявленную им как в учебной программной работе довольно широкого масштаба (гимнастика, ритмика, фехтование, акробатика), так и в показательных выступлениях руководимых им групп». Значит, были и показательные физкультурные выступления учащихся техникума.

Такой ритм работы выдерживали не все учащиеся. Многие уходили по собственному желанию или отсеивались на экзаменах.

Документы свидетельствуют, что на первом курсе в 1921/22 учебном году было 24 слушателя, а до выпускных экзаменов дошли только восемь человек. Удалось установить их фамилии. Это завершившие трехлетний курс обучения Государственного театрального техникума, или теотехникума, как иногда писали в бумагах того времени: Елена Бебешина, Михаил Ермаков, Николай Зименко, Елена Лебединская, Елизавета Парфенова, Сергей Петров, Екатерина Предтеченская, Евгения Соколова. По итогам выпускных экзаменов Бебешиной, Ермакову, Зименко, Лебединской, Предтеченской была присвоена квалификация артиста 2-й степени; Парфеновой, Петрову - артиста 3-й степени, Соколовой - инструктора. Вероятно, именно они и запечатлены на выпускной фотографии. Следует заметить, что выпускники техникума 1924 г. были достаточно образованными людьми своего времени. Они получили (кроме Е.Парфеновой, закончившей четыре класса гимназии) среднее образование, и почти все они уже имели опыт сценических выступлений. 

Настоящей трагедией для многих учащихся стали слухи о закрытии учебного заведения. Ребят можно было понять. Многие проучились здесь уже не один год, а «принимая во внимание экономическую жизнь, для того чтобы учащимся переехать в Москву  учиться, надо по крайней мере сдвинуть гору». 

15 октября 1923 г. состоялось общее собрание учащихся второго и третьего курсов, на котором была заслушана информация Барышева о положении теотехникума. В итоге постановили: «Послать делегацию от учеников 2-3 курса в ОХОБР (Отдел художественного образования) с целью ходатайствовать об оставлении теотехникума на госснабжении как учреждения, выполняющего политико-просветительные задания профсоюзных и парторганов и крайне необходимого в общественно-культурной жизни Калужской губернии». Сегодня уже точно известно, что опасения учащихся и действия, предпринимаемые ими, были небезосновательными. Архивные дела о работе теотехникума завершаются именно в 1924 г., потому что с 1 августа этого года театральный и музыкальный техникумы перестали существовать как самостоятельные учебные заведения и были реорганизованы в Калужскую профессионально-художественную школу.

Марина РЫБАКОВА.

 

Места: Калуга
Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.

Новости по теме