Крутого посола волна

12:16, 31 июля 2018

Вспоминает матрос ракетного крейсера «Киров» Владимир Антонов

В личной фильмотеке жителя села Жерелева Куйбышевского района Владимира Антонова уже много лет хранится диск с фильмом о городе Североморске. Своеобразным центром киноповествования является тяжелый атомный ракетный крейсер «Киров» - бывший флагман советского Военно-морского флота, базировавшийсятам. Много лет назад Владимир в группе юношей-призывников поднялся на палубу крейсера, на которой могли разместиться три футбольных поля. И сегодня он, пятидесятилетний мужчина, пересматривая этот фильм, не без волнения и легкой грусти вспоминает службу на знаменитом корабле. 

После окончания Жерелевской средней школы Владимир Антонов поступил в Костромской сельскохозяйственный институт на инженерный факультет. В советские времена молодые люди призывались в армию с любых производств, техникумов и вузов. После окончания первого курса, в ноябре 1986 года, Владимиру вручили повестку.

      

Матросы на корабли отбирались придирчиво. Первое – безукоризненное здоровье. Выдержать многочасовую вахту, да еще при многодневных изматывающих штормах, может далеко не каждый. Второе – образование. Современный корабль – масса наисложнейшего оборудования и вооружения.

После медкомиссии группа будущих матросов отбыла на базу Северного флота, в город Северодвинск. А там всех их ожидало еще одно испытание - своеобразная сортировка с помощью барокамеры, в которой можно проверить не только функциональные возможности организма, но и психологическую устойчивость. У Владимира медики никаких отклонений не обнаружили. Его признали полностью годным к трехгодичной службе на флоте. А на другой день пришли несколько офицеров. Один из них отобрал группу для службы на крейсере «Киров».

- Гордитесь, парни, - сказал капитан-лейтенант. - Вам чрезвычайно повезло - будете служить на флагмане флота Советского Союза.

Теперь это был не только их дом, но и частичка территории родной страны, причем немалая. Длина крейсера 250 метров, ширина 28 метров, осадка 9 метров. Максимальная скорость - 32 узла (60 км/час). Автономное плавание - 1 тысяча дней при 17 узлах, то есть практически не ограничена по срокам. Экипаж - около 800 матросов и 97 офицеров. А вскоре новобранцы узнали, что их крейсер на флоте называют убийцей американских авианосцев, так как он мог на равных бороться с любым из них.

Из трех лет службы более года Антонов провел в походах по морям и океанам. Лишь на третьем году в числе группы особо отличившихся матросов ему был предоставлен краткосрочный отпуск на родину. К увольнению в запас его послужной список выглядел следующим образом: командир отделения БЧ-7, главный старшина, старший оператор корабельной ЭВМ.

Но Владимиру особенно запомнились трагические дни, связанные с гибелью атомохода «Комсомолец». 7 апреля 1989 года они находились в море. И вдруг поступил приказ полным ходом идти к месту, где терпела бедствие подлодка. Большая часть ее экипажа тогда погибла. Спаслись немногие матросы. Остальные, покинув её борт, просто замерзли в ледяной воде Норвежского моря. Спасенных они подняли на борт, отогрели и доставили в Североморск.

Осенью 1989 года в звании «главный старшина» Антонов уволился в запас. После короткого отдыха поехал в Кострому, восстановился в институте, в 1993 году его закончил. Работал в родном совхозе механиком, исполнял обязанности главного инженера. А затем много лет трудился в одной из сельскохозяйственных фирм Дмитровского района Подмосковья.

После смерти матери Владимир ухаживает за отцом Павлом Афанасьевичем, бывшим малолетним узником, инвалидом первой группы, хлопочет на приусадебном участке. Там ухоженные участки картофеля, овса, а также сад. А море живет в воспоминаниях.

Николай ХУДЯКОВ.

Фото автора и из личного архива В. Антонова.

Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.

Новости по теме



Новости ВРФ