Старинные часы ещё идут

15:15, 03 августа 2018

Уникальный экспонат областного музея-заповедника

В каждом музее есть экспонат, который выделяет эту сокровищницу культурных и исторических ценностей из других. Лицом «Оружейной палаты» является шапка Мономаха, Лувр знаком миру «Мадонной». Жемчужина Калужского объединенного музея-заповедника – стенные часы-картина «Обезьяний оркестр», здесь они пользуются репутацией самых необычных. Музейщики знают об этой реликвии практически все. Нам о ней поведала директор усадьбы Золотарёвых (филиал музея-заповедника) Елена Павлишак.

Хронометр или картина?

- На зарубежных аукционах подобные вещи иногда выставляются, но все же они имеют большие отличия, - рассказывает Елена Николаевна. – Скорее всего, такие изделия находились в массовом производстве, но до наших дней не дошли.  Да, есть похожие часы в Музее театральных кукол С. В. Образцова в Москве, но у нас фигурки не кукольные, а вырезанные из плотной бумаги. Вообще сама картина сделана в технике раскрашенной гравюры. Эта техника начинает распространяться во Франции во второй половине XIX века в первую очередь в Париже, где как раз и были изготовлены наши часы. 

Стиль их оформления необычен. Непросто догадаться, что перед нами – хронометр. На первый взгляд, это картина с изображенными на ней смешными обезьянками, играющими на музыкальных инструментах, кстати, оркестранты одеты по канонам европейской моды. Но то, что это художественное произведение, – впечатление обманчивое. Индивидуальность придает небольшой циферблат - он украшает верхнюю часть, поэтому принято называть их часами-картиной.  

Тайна подписей

Если внимательно разглядывать старинный парижский раритет, можно найти ряд подписей. Посетители музея вряд ли обратят на них внимание, но для исследователей это счастливая находка, приоткрывающая тайну создания, –  часы с обезьянками – плод кропотливого труда нескольких человек. Скрытый за золоченой резной рамой текст гласит, что были сделаны они в Париже, в мастерской «Торен», которая располагалась на Храмовой улице. По всей видимости, там занимались изготовлением автоматических механизмов (сегодня о мастерской ничего не известно). Пытливому взгляду откроются еще две надписи на картине: на тулье шляпы и рядом с ножкой пюпитра. Сотрудникам музея удалось выяснить, что одна из них упоминает Огюста Расине. В свое время этот человек исследовал историю костюма, в 1888 году вышел его многотомный труд, посвященный вопросам мировой моды. Имя Расине как разработчика одежд для оркестрантов нашло воплощение в часах-картине. А ведь есть еще и второй автор! Это Чарльз Ривьер, который тоже приложил руку к созданию сего произведения. Он является зачинателем технологии изготовления раскрашенной гравюры, был известным резчиком, гравером. Вот так два гения решили себя увековечить!

Нельзя не заметить - оба этих мастера были знакомы с Чарльзом Дарвином. В 1859 году естествоиспытатель представил миру свой труд «Теория происхождения видов», в котором выдвинул идею о происхождении человека от обезьяны. По всей видимости, общение с Дарвином и подтолкнуло эксцентричных французов к изобретению «Обезьяньего оркестра». С одной стороны, вроде бы оркестр получился шуточный, но с другой – прослеживал историю человечества от наших далеких предков.

А вы откуда к нам?

По словам Елены Павлишак, долгое время считалось, что «Обезьяний оркестр» был привезен из Полотняного Завода, будто часы принадлежали Гончаровым. Экскурсантам рассказывали, что сама Наталия Николаевна любовалась парижской диковинкой. Однако, изучив дореволюционные книги поступлений, музейщики не смогли проследить их путь. Не найден и факт, что часы-картина украшали залы Золотарёвского дома. История появления экспоната теряется: в XIX - начале XX в. не так тщательно подходили к оформлению документов. Скорее всего, часы попали в музейные фонды до 1917 года, нам остается только догадываться о подлинной их истории. Возможно, какой-то путешественник бывал в Париже, а поездки, как правило, сочетаются с приобретением подарков и памятных вещей. Восхитившись часами, этот человек привез их в Калугу в дар музею, таким образом отдав дань уважения мастерству изготовителей. 

Музыкальная шкатулка

Есть еще один удивительный эпизод. Оказывается, часы имели несколько мелодий, их можно было переключать. Возможно, в разное время суток играла разная музыка. Одним из самых интригующих моментов является то, что в сюжет картины вписаны даже ноты из оперы «Севильский цирюльник», одного из известных произведений того времени.  

Но и это далеко не все! На экскурсиях часы раскрывают еще один свой секрет – когда поворачивается заводной ключ, часы начинают свой ход, обезьянки «оживают», принимаются «играть» на музыкальных инструментах. Только пока часы молчат: музыкальное устройство не успели отреставрировать. Можно надеяться, оно все же будет восстановлено и калужане услышат, как звучат старинные часы. И, может быть, это будет классика итальянского композитора Россини. 

Елена Павлишак:

- Особое место в экспозиции занимают часы «Обезьяний оркестр». Это один из самых ценных предметов, он является визитной карточкой нашего музея. В России на данный момент нигде таких часов нет, поэтому можно смело говорить об их уникальности. 

Татьяна САВКИНА.

Фото автора 

и Сергея ЛЯЛЯКИНА.

Места: Калуга
Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.