Сорвавшийся с небес

15:04, 17 августа 2018

У деревни Большие Савки найден самолёт Пе-2

В июне прошлого года в нашей области был найден дальний бомбардировщик Ер-2. Находка уникальная: всего за годы войны в небо поднялись только 462 такие машины. Самолёт был сбит в 1941 году, в октябре, когда выполнял задание атаковать переправлявшиеся через Угру немецкие колонны. А этим летом из небытия удалось вернуть ещё одну крылатую машину.

Четыре пикирующих бомбардировщика Пe-2 из состава 50-го ближнебомбардировочного авиационного полка были подняты в воздух 30 августа 1941 года с заданием бомбить оккупированный противником аэродром в селе Сеща Брянской области. После бомбардировки группа самолётов была разведена вражескими зенитчиками. Пара Пе-2 ушла с правым разворотом, позднее они сели на свой аэродром в Наумово (в Спас-Деменском районе). Пара – с левым разворотом, именно они были настигнуты и сбиты двумя вражескими Ме-109 в районе деревни Большие Савки. Один из них под номером 19-30, борт экипажа капитана Степанова, другой, упавший, по некоторым данным, в районе деревни Косичино, ещё предстоит отыскать.

Случайная встреча

Осенью 2017 года заместитель командира поискового объединения имени М.П. Краснопивцева Владимир Романов ехал в Смоленскую область искать совсем другой самолёт. Случайно встреченный приятель рассказал ему о бомбардировщике Пе-2, сбитом над деревней в 1941 году.

Этой весной рассказ приятеля получилось проверить: у края болота Владимир обнаружил дюралевые обломки. Посовещавшись, подъём решили отложить на август, чтобы воды было поменьше. Раскопки сулили дополнительные сложности: требовалось специальное оборудование для откачки грязной воды, экскаватор часто увязал.

– При подъёме самолета есть два обязательных аспекта: первый – точно определить место залегания двигателя и второй – переборка отвалов от экскаватора, – делится с нами Владимир Романов методикой раскопок. – Перебираем с металлодетекторами, выискивая мелкие детали. Это несложная, но кропотливая работа.

Архивы не всегда правы

– Самолёты обычно идентифицируют по номеру двигателя?

– Чаще да, хотя иногда удаётся найти лючок с обшивки с написанным номером борта. То есть цепочка такова: идентифицируем номер двигателя, по нему устанавливаем номер самолёта, по номеру самолёта устанавливаем экипаж.

– Сохранились ли останки членов экипажа?

– К сожалению, мы не докопались до кабины. После извлечения двигателя мы были вынуждены остановить работы. С техникой нам помогли бесплатно, и долго держать экскаватор мы не могли. После того как соберём средства на оплату работы техники, продолжим подъём самолёта. Но главное, что номер двигателя мы узнали. Потребовалось время для выяснения судьбы экипажа. Экипаж ведь мог выпрыгнуть с парашютами, и тогда искать некого. 6 августа мы узнали, что штурман Абдулла Мухаметович Мирхайдаров не смог покинуть самолет и упал вместе с ним. В архиве указано, что он был перезахоронен. Однако есть много оснований этому не верить.

– Почему?

– Нередко, когда обнаруживаем на поле боя останки воина с медальоном, в архивных документах читаем, что он захоронен на сельском кладбище. Особенно часто такое случается с погибшими в 1941 году.

Включим логику. Двигатель найден на глубине трёх метров. Штурману не удалось покинуть самолёт. Невозможно представить, что с ним стало при падении, если даже машина рассыпалась на мелкие части. Эту территорию немцы оккупировали через месяц. Никто бы не стал собирать части его тела и везти за 120 километров для захоронения. В тот момент каждая минута была на счету!

– Кто-то проверял, есть ли такая могила на кладбище?

– Еще нет, но до сентября мы это обязательно проверим, тем более что кладбище до сих пор отмечено на карте.

Судьба выживших членов экипажа сложилась по-разному

– То есть останки из кабины ещё предстоит извлечь?

– В нашем случае кабину предстоит поискать. Мы обнаружили часть поясного ремня, так что сомнений нет: в радиусе пяти метров от нашего раскопа будут найдены останки штурмана.

– Сообщили ли вы о находке родственникам или хотите сначала всё точно выяснить?

– Родственников ищем хотя бы для того, чтобы сообщить, что найдено место гибели их деда и прадеда. Судьба двух остальных членов экипажа сложилась по-разному. Пилот, капитан Сергей Николаевич Степанов, стал командиром 39-го отдельного разведывательного Никопольского ордена Александра Невского авиационного полка. Стрелок-радист младший лейтенант Николай Иванович Шкуратов вернулся на фронт весной 1942 года, был сбит под Воронежем,опять вернулся на фронт, погиб и был похоронен 26 марта 1945 года возле комендатуры города Лигниц. Хотя, по другим документам, Шкуратов пропал без вести в 1942 году.

– Часто ли в нашей области приходится поднимать самолёты или это редкая находка?

– Находка редкая, но самолётов много. Без помощи местного населения найти их почти нереально. Самолеты разные, но лично мне попадались только Пе-2. Также на слуху Ил-2. Силами нашего отряда, но до меня, поднимали ленд-лизовский Hawker Hurricane. Двигатель Rolls-Royce до сих пор у нас в отряде.

Сколько их ещё, сорвавшихся с небес, ждёт, когда придут потомки победителей, чтобы пробраться через чащи, извлечь из болота обломки и вернуть имена пропавшим без вести экипажам?

Наша справка

Пе-2 – советский пикирующий бомбардировщик периода Второй мировой войны, созданный под руководством авиаконструктора Владимира Петлякова. На вооружение он был принят в 1940 году, серийное производство продолжалось до 1945 года. 

Всего было выпущено около 11 000 машин. 

Экипаж состоял из трех человек: летчика, штурмана и стрелка-радиста.

По материалам militaryarms.ru.

Екатерина КУЗЬМЕНКО

Фото из архива поискового объединения 

имени М.П. Краснопивцева.

Места: Калуга
Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.

Новости по теме