Вне зоны доступа

11:24, 28 сентября 2018

Какие барьеры надо убрать, чтобы городская среда областного центра стала доступной.

Вопрос о доступной среде Обнинска поднимался в одном из предыдущих номеров нашей газеты (статья «Без барьеров», «КГВ» № 177 – 181 от 7 сентября). Напомним, в наукограде реализуется пятилетняя программа по организации безбарьерной среды для инвалидов. А как обстоят дела в областном центре?

Доступный – такой, по которому или к которому  можно удобно пройти, проехать (согласно толковым словарям, первое и основное значение слова).

Комфортно всем

Понятие доступной среды принято рассматривать как ряд мероприятий, необходимых для людей с инвалидностью. Поэтому первой мыслью при подготовке статьи было узнать статистику: сколько в городе «колясочников», инвалидов по зрению и т.п.

Однако стоп. А как же мамы с колясками? Им тоже надо ходить в магазин, на почту и в государственные организации. А пожилые люди, которые с трудом преодолевают ступеньки жилых домов, медучреждений и общественного транспорта? Если прикинуть, какому количеству людей требуются пандусы, удобные съезды и подъёмы, цифра получится весьма внушительной. Тем более что, по последним данным, количество пожилых людей в стране с каждым годом увеличивается. А проблемы с опорно-двигательным аппаратом у этой категории населения, как известно, стоят на одном из первых мест.

Получается, доступная среда нужна как минимум половине населения. И во многих нормативных документах эти группы людей обозначают общим термином: маломобильные.

Пока не почувствуешь сам

«Кинорежиссёр в толпе легко взглядом находит типажи для яркой массовки своего фильма, агент модельного агентства с ходу в клубной тусовке может отыскать звезду на подиум, даже хороший стилист не оставляет без внимания необычные шевелюры... Если догадались, кого я вижу в той или иной массе людей, не пишите в комментах, скажите «ха». Может, мне полегчает?»

Это мини-эссе появилось в соцсети на страничке директора областного реабилитационно-образовательного комплекса для инвалидов Андрея ВОЛОХОВА.

Директор КРОК, как никто другой, знает, с какими барьерами приходится сталкиваться в городской среде и как это должно быть.

- Здоровые люди, легко преодолевая ступени, никогда не задумываются о том, что поручни – совершенно необходимая часть любой лестницы, - отмечает Андрей Валентинович. - Они узнают об этом, только когда их самих настигнут проблемы со здоровьем, а проблемы эти с возрастом возникают.

Программа «Доступная среда» реализуется в Калуге и области много лет, средства выделяются, в интернете в открытом доступе есть все утверждённые документы и постановления. А на деле?

- На деле все средства в основном уходят «внутрь» учреждений, - поясняет Андрей Волохов. - Но ведь если доступная среда создана в самом здании, ещё не значит, что оно стало доступным: надо ещё подъехать к нему и попасть внутрь…

И вот здесь, как правило, кроется проблема: вход в больницы, почтовые отделения, социальные учреждения и учреждения культуры чаще всего недоступен для маломобильных людей. Что уж говорить о магазинах.

- Это недостижимая мечта: небольшой скутер с тележкой, развивающий максимум 4 км в час, на котором можно объехать весь магазин, - замечает Андрей Волохов. - За рубежом такие есть во всех крупных супермаркетах. У нас остаётся мечтать хотя бы о лавочке посреди зала. Например, из-за больной ноги человек не может пройти весь магазин, нужно как минимум где-то присесть. Но ни один крупный продуктовый супермаркет, кроме «Торгового квартала», таких зон не имеет.

Говорить о доступности общественного транспорта в Калуге и вовсе бессмысленно: ежедневно приходится наблюдать, каких усилий стоит забраться в троллейбус пожилым людям и мамам с колясками. Потому что даже низкопольный транспорт не останавливается непосредственно у тротуара, как того требуют правила, и пассажирам приходится преодолеть бордюр и ещё один-два метра проезжей части.

- Тактильной плитки в городе нет нигде, - перечисляет Андрей Волохов. – Система книлинга, когда автобус умеет «приседать» в сторону остановки, как правило, отсутствует. Но даже если она есть, водитель её не использует, поскольку эта функция требует полной исправности транспортного средства. У нас вообще очень примитивное отношение к людям: «не нравится – ходи пешком». Это должно воспитываться руководителями транспортных предприятий. Ну а маршрутки – это вообще дикий рынок…

Гладко было на бумаге

На деле  «доступная среда» заложена сегодня во всех нормативных документах: прописана ширина и высота бордюров и ступеней, углы установки пандусов и длина перил к ним.  Нельзя построить здание, положить плитку, сделать остановки транспорта без согласования и утверждения: на всё существуют определённые правила. Достаточно их соблюдать – и доступная среда будет гарантирована.

Но этого не происходит. Почему?

Тут могут быть только две причины: либо проект сделан с нарушениями, либо нарушения возникают в ходе работы по вине подрядчика. И в том, и в другом случае за нарушение предусмотрено административное наказание, но… Но в области не найдётся ни одного образцового здания, в котором были бы соблюдены все необходимые требования и куда можно было бы привести высоких гостей, чтобы показать, что так бывает.

Директору КРОКа приходилось по программе обмена опытом бывать за границей. Поэтому логично было закончить беседу вопросом: приходилось ли за рубежом видеть ту самую идеальную доступную среду, в которой легко передвигаться всем?

- Везде, где я был, в Стокгольме, во Франкфурте, Зуле - этой проблемы давно не существует. К любой точке может пройти любой человек: с детской коляской, на костылях, в инвалидном кресле. И даже если это исторический памятник, который нельзя кардинально реконструировать, – можно быть уверенным, что рядом с парадным окажется боковой вход, за которым скрываются и пандусы, и подъёмники, и автоматические двери.

В областном центре три объекта с постоянным пребыванием инвалидов: интернат на Маяковке, наш КРОК, отделение дома-интерната на Телевизионной. По моему мнению, городу следовало бы начать с разработки отдельной программы по совершенствованию доступной среды именно в этих точках, осуществив её в доступном варианте: чтобы были удобные остановочные павильоны, чтобы маршруты от заведений к этим павильонам находились в идеальном нормативном состоянии. Хотя в идеале, конечно, это должно быть везде.

Андрей ВОЛОХОВ.

Возвращаясь к напечатанному

В № 316-320 газеты «Весть» (от 1 декабря 2017 г.) в статье «То яма, то канава» мы рассказывали о неудовлетворительном состоянии дороги, ведущей к реабилитационно-образовательному комплексу на улице Тарутинской, и о том, какие опасности подстерегают при переходе и на остановке воспитанников учреждения. 

Представители городской власти встречались с директором центра, осматривали дорогу, и недавно проблема была частично решена.

- Сделаны новые тротуары, при этом выполнили наши пожелания по ширине, засыпали одну остановку асфальтовой крошкой, заложили немного плиткой, - рассказал Андрей Волохов. – Пройти стало возможно. Однако остаётся проблемой ненормативное расположение самих остановок, а троллейбусы по-прежнему не могут подъехать к краю проезжей части.

Руководство и воспитанники реабилитационного комплекса надеются, что со временем всё будет сделано по правилам: отремонтируют проезд к зданию учреждения, остановки перенесут, а «мигающий» светофор заменят кнопочным.

Наталья Луговая.

Места: Калуга
Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.

Новости по теме