Колядки в Древнем Египте, на хуторе близ Диканьки и... в Мещовском районе

00:00, 14 января 2010
Что такое колядование, конечно, читатели не только слышали, но и представляют себе этот обряд – благодаря знаменитой повести Гоголя и куда более известной ее экранизации.

Напомним все же разъяснение самого рассказчика «Ночи перед Рождеством»:

«Колядовать у нас называется петь под окнами накануне Рождества песни, которые называются колядками. Тому, кто колядует, всегда кинет в мешок хозяйка или хозяин, кто останется дома, колбасу, хлеб или медный грош, чем кто богат. Говорят, что был когда-то болван Коляда, которого принимали за бога, и что будто от того пошли колядки. Кто его знает? Не нам, простым людям, об этом толковать. Прошлый год отец Осип запретил было колядовать по хуторам, говоря, что будто сим народ угождает сатане. Однако ж, если правду сказать, то в колядках и слова нет про Коляду. Поют часто про Рождество Христа, а при конце желают здоровья хозяину, хозяйке, детям и всему дому».

Описание, с точки зрения этнографа, конечно, далеко не полное и не бесспорное. О происхождении  обычая да и самого слова «коляда» точно сказать не может никто. Споры ученых начались еще в ХIХ веке. Авторитетный  знаток народного быта, автор книги «Русский народ: его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия» М.Забылин писал тогда:

«В Белоруссии и Малороссии святки (святочные вечера, обычно этим периодом в народе называли  две недели: до и после Нового года. – А.П.) называются Колядою, Каледую. Название сходствует с римским кalendae от греческого глагола «сзывать», также от санскритского кala.

Кормчая книга говорит, что святки – праздники, принятые от эллинов (греков), тоже подтверждение коляд от эллинов в 62 правиле Стоглава...

Барельефы и иероглифы в Мемфисе и Фивах указывают, что такие маскарады совершались в новолетие и считались обрядом священным. Точно тому же подобные обряды совершались у персов в день рождения Мифры, у индийцев. У римлян эти праздники назывались днями Солнца.

Константин Багрянородный упоминает о готских играх, которые совершались при дворе в присутствии императора.

У скандинавов святки были известны под именем Иольского праздника. Этот праздник отправлялся зимою в честь Тора в Норвегии, а в Дании в честь Одина для благословенной жатвы и скорого возврата Солнца».

Однако не менее авторитетный этнограф  И.Сахаров в книге «Сказания русского народа» примерно в то же время подверг приведенную выше теорию «единых корней» едкой критике, впрочем, ничего не предложив взамен... По-видимому, здесь мы имеем отголоски популярного спора западников и славянофилов (в современной терминологии – антиглобалистов и космополитов).

Нет единства у этнографов и до сих пор. Даже в вопросе происхождения и значения слова «коляда». В классическом славянском пантеоне князя Владимира божества с таким именем не было. С другой стороны, св. Дмитрий Тупала в своей книге «Четьи Минеи»  признавал Коляду шестым по старшинству богом восточных славян – богом празднеств. Точно был среди почитавшихся нашими предками богов и Хорс – бог Солнца, «отвечавший» за вращение его по небосводу. В то же время известен и индоевропейский корень   хоро (коло) – от него происходит не только «кол» и «колесо», но и «коловорот», «хоровод», возможно, даже самоназвание одного из праславянских племен Сколоты («люди круга»), а согласно вовсе уж безумной, но имеющей право на существование версии – и название нашего города Калуги!

Слабо помогает в поисках корней и анализ самого обряда – мало того, что древний праздник после принятия христианства наполнился новым содержанием (не только на Руси), но и детали некогда, по-видимому, единого культа уцелели в разных местах разные.

Тот же Сахаров приводит любопытные региональные особенности русских колядок:

«В селениях Шенкурского и Вельского округов (Архангельская губ.) сохранился старый обычай приготовлять к этому дню из пшеничного теста животных: коров, быков, овец и домашних птиц. Животные выставлялись из окна для показа проходящим, на столе они с утра красовались для семейства и уже вечером рассылались в подарок родным... Малорусы варят свою особенную кутью. В одном горшке изготавляют пшеницу, в другом варенные в меду яблоки, груши и сливы. Оба горшка ставятся в переднем углу. В старину в замосковных селениях в санях возили коляду – девицу, одетую сверх платья в белую рубашку»...

А как у нас, в нынешней Калужской области?

Этот языческий обряд оказался самым живучим. Хождения ряженых можно увидеть и сейчас во многих селах и даже райцентрах. Правда, в большинстве случаев они сдвинулись на старый Новый год, да и осталось в них традиционного разве что маскарадные наряды. И все равно – это подлинно народная самодеятельность, к которой культработники не имеют отношения. Два года назад в «Вести» мы подробно рассказывали о красочных и веселых колядках в Фоминичах (Кировский район), сохранивших много традиционных элементов. Но все же «рядятся» там вечером 13 января и традиционную канву обряда (имевшую столетия назад глубокий магический смысл) почти не соблюдают... Увидеть  что-то большее, чем простые хождения ряженых, я и не ожидал. С удовольствием констатирую, что ошибался.  

...Первая наводка на «правильный» адрес появилась летом этого года, когда вместе с единомышленницей Розой Теняковой мы прошли почти по всем деревням на берегах реки Серены, расспрашивая старожилов о старине. К удивлению оказалось, что в этой весьма населенной части области, с хорошими дорогами, живой старины сохранилось очень много. Достаточно сказать, что еще двадцать лет назад во многих деревнях на Русалью неделю девчонки ходили в лес «хоронить кукушку»! Этот языческий обряд достоин отдельного описания, и в подходящее время (перед Троицей) мы постараемся это сделать. Здесь же заметим, что попутно мы выяснили невероятное – в некоторых селах Бабынинского и Мещовского районов колядовать ходят именно в Сочельник – в ночь перед Рождеством. Эта мелкая деталь  обнадеживала. Еще больше шансы увидеть действительно традиционный обряд возросли после бесед с жителями села Мошонки, особенно после знакомства с учительницей местной школы Надеждой Ворначевой, приславшей нам письмо. Она оказалась очень любознательным человеком, хотя и не коренной уроженкой села, но серьезно увлекшейся историей и преданиями своего нового местожительства. Получив  любезное приглашение дождаться колядок в ее доме, я не преминул им воспользоваться. Пользуясь случаем, хочу особо поблагодарить Надежду и Александра  за помощь.

По словам гостеприимных хозяев, колядовать начинают около шести вечера, однако год на год не приходится – иногда собирается почти десяток групп, из трех–пяти человек каждая («только одни ушли – тут уже новая компания стучится»), а бывает, лишь одна зайдет. Зависит от погоды и настроения сельчан.  Вскоре с улицы послышалось громкое пение. Выскочив во двор, видим идущую по улице компанию: двое – в цветастых сарафанах и платках поверх теплой одежки, двое одеты более традиционно, но зато в дед-морозовских колпаках. Фигуры женские, но на лице одного из «дед-морозов» жирно нарисованы усы...

- Вам повезло, – улыбается хозяйка, - наши главные заводилы и знатоки  идут, Наталья Меремеря и Татьяна Кузьмина.

Вначале компания пела на старинный манер современную эстрадную песню, но, подойдя к калитке, они задорно в один голос зачастили:

Коляда, коляда,
Коляда святая!
С Рождеством, с Рождеством,
С Рождеством Христовым!
Катилась Коляда
по всем дворам,
Прикатилась Коляда
к вам во двор!
Блин да лепешку
Дайте в окошко!
Открывайте сундуки,
Доставайте пятаки!

Поздравив обитателей дома с Рождеством и Новым годом, получив в ответ подарки, веселая компания собирается дальше и охотно соглашается взять меня с собой. По улице села шли, распевая всевозможные песни – и слышанные по телевизору, и старинные. Причем некоторые, кажется, вполне местные, узнанные в детстве от дедушек-бабушек. Мало того – от души пели и настоящие частушки! Вот уж не ожидал, что  их у нас можно услышать не только  на выступлениях фольклорных ансамблей! При этом люди меня окружали скорее молодые, в крайнем случае – среднего возраста.

По пути встретили еще несколько групп ряженых – в большинстве совсем молодежь лет по 14–20 (вообще, традиционно колядовать ходили в первую очередь именно дети и подростки), также распевающих  на старинные мотивы. Попутно выяснилось, что хотя в одежде  мошонковских ряженых достаточно много импровизации, но много и общего. В первую очередь, бабушкины цветастые платья и сарафаны, платки, ну и «смена пола»: женщины представляются мужчинами и наоборот. А вот в собственно колядовании, приветствии хозяев, насколько могу судить, вариации очень незначительны, в основном текст соответствует приведенному выше.

Отметить это было просто удивительно (в Фоминичах, скажем, каждый, входя в дом, исполнял все что хотел, вплоть до «У лукоморья дуб зеленый...»). Хозяева домов также ведут себя вполне традиционно: оделяют колядующих деньгами, конфетами, взрослым часто подносят рюмочку. Считается, что ряженые приносят в дом счастье и благополучие на предстоящий год, не впустить колядующих – собственноручно от них отказаться. Забавно было наблюдать, как в одном из домов разбуженная бабушка долго кричала из-за двери: «Подождите, не уходите, я сейчас открою, вас конфетами угощу».

Несомненно, в Мошонках мы имеем настоящую традицию, уходящую корнями в далекое языческое прошлое. Изучение здешних обрядов может дать вполне реальные и принципиальные научные результаты. Например, Коляду в припевках явно считают одухотворенным существом (в отличие от упомянутых Гоголем малороссийских колядок), что свидетельствует в пользу версии о существовании языческого божества с таким именем. Важен и «идеологический», так сказать, вывод: если такая архаика сохранилась в относительно обжитом районе области, то что же можно обнаружить в более глухих? Читатели, подскажите адреса для новых экспедиций, напишите об известных вам преданиях и обычаях, существующих или недавно бытовавших. Пишите (звоните) в редакцию или непосредственно автору: 8-906-645-87-08.

Андрей ПЕРЕПЕЛИЦЫН.
Фото автора.
Поделиться с друзьями:

Комментарии

НАСТЯ 06.01.2011 17:51:16

КАКОЙТО БРЕД ДОВАЙТЕ НАМ НОРМАЛЬНЫЕ КОЛЯДКИ А НЕ ЭТУ ФЕГНЮ

Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.