Вырастают из шерсти цветы

12:14, 14 декабря 2018

Валяние из шерсти – это мир самовыражения и безграничного творчества, которое приносит в нашу суровую зиму частичку тепла и красоты, считает калужанка Елена АНШУКОВА.

Из Архангельской губернии

Елена относится к тем женщинам, на которых оглядываются мужчины и которых с интересом разглядывают дамы, молча оценивая чувство стиля и оригинальность любого образа. Любой неприметный шарфик она умеет превратить в украшение, любой элемент одежды обыграть. Ещё больше привлекают взгляд шерстяные броши-цветы и горжетки, сделанные её руками.  Тёплые и уютные, созданные для зимних холодов, они так же неповторимы, элегантны и интеллигентны, как их хозяйка, в которой чувствуется что-то дворянское.

– Да откуда же? – смеётся Елена на предположение о дворянстве. – Всё детство прошло в небольшом посёлке на Севере, а лето всегда проводила у бабушки в деревне.

Впрочем, и в «таёжных лесах Архангельской губернии», как с улыбкой называет свою родину Лена, её с детства окружали вещи изящные и необычные. Мама девочки вязала крючком: салфетки, скатерти, накидки на подушки и подзоры для кровати, накрахмаленные вазочки из ниток  – ажурные изделия украшали весь дом. 

Валяние шeрсти, или фeлтинг (от англ. felt «войлок, набивание»), – особая техника рукоделия, в процессе которой из шерсти для валяния создаётся рисунок на ткани или войлоке, объёмные игрушки, панно, декоративные элементы, предметы одежды или аксессуары. Только натуральная шерсть обладает способностью сваливаться (образовывать войлок).

Ну а бабушка, как и положено бабушке, виртуозно владела спицами. Север диктовал свою моду, а потому самыми востребованными изделиями были варежки, носки и гетры разной длины. Но это не были банальные серые носки – все изделия были украшены диковинными узорами. Лене не раз доводилось, взявшись за поручень в автобусе, слышать от стоящих рядом пассажиров восхищённый комплимент: «Какие у вас красивые рукавички!»

– Я до сих пор не понимаю, как бабушка это делала, – признаётся Елена. – У неё не было никаких схем и журналов, при этом узоры она никогда не повторяла.

Впрочем, бабушкино вязание ассоциируется у Елены не со спицами и клубками ниток – сначала на сцену выходили облака овечьей шерсти.

– Это был завораживающий творческий процесс: я до сих пор помню, как крутится веретено, из-под бабушкиных рук тянется ниточка, – вот где настоящее волшебство, – вспоминает Лена.

Когда в доме живут творчество и мастерство, ими невольно заражаешься. Девочку никто ничему не учил, но в начальной школе Лена легко вязала на спицах одежду для своих кукол, а в средних классах уже для себя: сначала это были шарфы и шапки, затем добавились всевозможные жилеты и свитера…  А когда в конце тяжёлых 90-х родилась дочка, мамино рукоделие стало настоящим спасением: маленькая Юля была обвязана с ног до головы, да и себя Лена баловала обновками…

Вязанием увлечения мастерицы не ограничились: творчество присутствовало в жизни постоянно. Был большой период увлечения вышивкой – несколько работ в багете украшают стены квартиры. Однако в каждом из этих рукоделий мастерицу привлекал результат. А вот сам процесс создания работ не захватывал. Не хватало творческого элемента, свободы, выражения своего я…

Таким всепоглощающим хобби стало валяние из шерсти.

Мир безграничного творчества

С новым видом рукоделия Елена познакомилась на одной из калужских выставок.

– Шёл мастер-класс, на котором посетители под руководством мастера делали цветок в технике мокрого валяния, – вспоминает она. – В основном там были мамы с детишками. Я присоединилась. Потом купила шерсть и попыталась повторить это уже дома – вышел такой несуразный мак, который до сих пор где-то лежит. Кажется, и шерсть там не очень подходящая: я тогда не разбиралась в фактуре, материалах…

Желание заниматься новым, плюс интернет-уроки, плюс чувство меры и стиля – вскоре шерстяные цветы, изготовленные рукодельницей, уже были неотличимы от настоящих. Следующим шагом стали шарфики. Впрочем, название «шарфики» не очень вяжется с тем, что создаёт рукодельница: из-под рук Елены выходят изысканные украшения, которые она именует горжетками, – такие же элегантные, изящные и загадочные, как их создательница.

– Все мои последние шарфики – это мой мир, несколько идеализированный, стремящийся к красоте, – соглашается мастерица. – Первую горжетку я делала по мастер-классам, на второй отрабатывала технологию, а третья уже стала отражением меня, моего настроения и моей сути. Ведь любое творчество – это самовыражение человека: можно знать технологию изготовления, повторить увиденную работу, но только когда идёшь от себя, пропускаешь через свой внутренний мир, только тогда рождается уникальное изделие, не похожее на все остальные.

Слово «горжетка» родом из Франции: произошло от слова «gorge», что в переводе означает «шея» или «горло».  Изначально так называли меховое изделие, которое либо сшивается из кусочков, либо изготавливается из целой шкуры зверя. В последнее время распространены вязанные из полосок меха или меховой пряжи, сшитые или свалянные из шерсти горжетки. 

Горжетка одновременно является и стильным аксессуаром, и тёплой защитой. Она преображает любой наряд, будь то пальто или платье, добавляет офисному комплекту шика, не нарушая при этом деловой дресс-код.

Елена не рисует эскизов ни на бумаге, ни в мыслях: изделия рождаются в процессе творчества, одно вытекает из другого. Сваляла, например, розовый цветок, но был он какой-то одинокий, чего-то ему не хватало. «Горжетки», – решила рукодельница, и вскоре цветок уже украшал новое изделие. А когда они воссоединились, мастерица посмотрела на всё, достала из шкатулки винтажное кружево – и изделие наконец заиграло, приняв законченную форму.

Сегодня Елена знает, как правильно раскладывать шерсть, постигла многие премудрости валяния. Но это не главное. Творчество для неё – это и отдых, и абсолютная свобода: делай что хочешь, твори, украшай. Тем более что шерсть – материал уникальный, из которого можно свалять всё что угодно: от шапок и ботинок до пледов и абажуров. Это материал, который позволяет претворить в жизнь любые идеи, главное – иметь вкус и фантазию, не бояться экспериментов. Если в шитье одна неровная строчка выдаёт небрежность в одежде, то в валянии допускается всё: неровные края, хаотичность линий и цветов…

– Мне нравится ещё и то, что в этом рукоделии может соединяться множество разных направлений, – отмечает мастерица. – По сути, валяние – это мультитворчество: к изделию можно добавить шитьё и вязание, украсить бисером, лентами или кружевами, любой комочек шерсти может превратиться в брошку или листик…

От цветка  до шляпки

Конечно же, только цветами и горжетками творчество не ограничивается. Иногда рукодельница делает что-то по необходимости. Понадобилась маленькая сумочка через плечо – сваляла, украсила цветком. Пришли холода – сделала митенки с изысканным узором и бисером. И, конечно, Елена постоянно учится новому.

– Все мастерицы мокрого валяния проходят одинаковый путь: цветочки, затем шарфики, – делится она, – ну а затем каждый ищет своё направление: одни переходят на крупные формы – одежду, изделия интерьера. Другие останавливаются на шарфиках или сумочках, оттачивая мастерство. Так что я никакой ещё не мастер валяния – я только в самом начале пути.

Каким будет этот путь, Елена уже представляет. Точнее, всё складывается само: совершенно очевидно, что изящную горжетку не наденешь с вязаной шапкой, да и классическая сумочка к ней не очень подходит. А значит, впереди – создание шляпок и изящных ридикюлей.

История вопроса

Люди обнаружили способность шерсти сваливаться около 8000 лет назад. Самый знаменитый миф о первом валяном ковре связывают с Ноевым ковчегом. По прибытии Ноя на землю обнаружилось, что овцы во время путешествия роняли шерсть и топтали ее, так появился первый валяный ковер.

Сухое и мокрое

Различают два вида валяния шерсти: сухое и мокрое. При сухом валянии шерсть многократно протыкается специальной иглой до состояния сваливания. 

Мокрое валяние осуществляется при помощи мыльного или специального раствора. Шерсть выкладывается определённым образом по форме создаваемого изделия, смачивается раствором, а затем при помощи трения производится процесс валяния. Мокрое валяние подходит для изготовления панно, одежды, полотен – одним словом, плоских изделий.

Сухое валяние производится с помощью игл, применяется для создания объемных изделий, а также нанесения рисунков и узоров на войлок или фетр. 

Наталья Луговая

Фото из архива 

Елены Аншуковой.

Места: Калуга
Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.