По следам Прончищева и Челюскина

17:29, 21 декабря 2018

Турпоход по местам жизни калужан-первопроходцев.

Очень немногие жители области знают о достижениях калужан в деле освоения новых земель. У нас, конечно, нет Пржевальского, прославившегося исследованием совершенно неизвестных европейцам территорий  Центральной Азии, – он родился в соседней Смоленской области. У нас нет Чирикова, который вместе с Берингом осваивал Камчатку, северо-запад Америки и северо-восток Российской империи, – он родился в соседней Тульской области. Но у нас есть Прончищев и Челюскин - первопроходцы-открыватели Русского севера.

29 июня 1735 года «Якутск» отправился в плавание. 1800 км по Лене проплыли за месяц, поскольку одновременно вели топографическую съемку берегов реки. Много времени было потрачено на прохождение и съемку дельты Лены, и только 13 августа корабль вышел в открытое море. Для данных широт это была уже поздняя осень – начались морозы. Корабль не выдержал встреч с тяжелыми льдами и дал течь. 25 августа 1735 года корабль остановился на зимовку в устье р. Оленек. Экипаж из плавника начал строить казармы. 20 сентября Оленек покрылся льдом, 9 ноября скрылось солнце и началась полярная ночь. Неделями выла пурга, морозы достигали 50 градусов. По совету якутов в качестве противоцинготного средства участники экспедиции употребляля строганину - мороженую сырую рыбу и оленье сырое мясо – в результате цингою никто не заболел. 22 января появилось на несколько минут солнце – кончилась полярная ночь. 21 июня вскрылся ото льда Оленек, но Оленекский залив еще длительное время был забит льдами. 2 августа 1736 года экспедиция начала свой следующий рабочий сезон, «Якутск» доплыл до полуострова Таймыр и начал двигаться на север вдоль его восточного берега. 19 августа корабль доплыл до сплошных льдов и по расселине между огромными ледяными полями продвинулся еще на 30 миль. В итоге судно оказалось на широте 77 градусов 29 минут. (Напомним, что мыс Челюскина расположен на широте 77 градусов 43 минуты). Далее хода не было, и после совещания с унтер-офицерами корабль повернул назад. 

Однако в это время ударил мороз, и разводья стало затягивать молодым льдом. Поднявшийся ветер помог выбраться на чистую воду, и Прончищев решил вернуться на Оленекскую базу, поскольку в других местах не было плавника. Сам командир где-то в условиях аврального выхода из ледового плена сломал ногу и чувствовал себя очень плохо. 28 августа корабль вернулся в Оленекский залив, но стать на свое место не мог, поскольку от сильного южного ветра обмелел фарватер. Прончищев на ялботе отправился искать проход для корабля. Переночевав в зимовье, он вернулся на корабль и потерял сознание. А в 8 часов вечера 29 августа 1736 года Прончищев, не приходя в сознание, скончался. И только 6 сентября его под звуки ружейного салюта похоронили на высоком берегу мыса Тумуль. А 12 сентября в судовом журнале дубель-шлюпа «Якутск» появилась запись: «…бывшего командира «Якутска» Прончищева волею божией жена его умре…». Ее похоронили рядом с мужем. И оказалась Татьяна Федоровна первой в истории полярной путешественницей. Обратим внимание, что ни в одном документе экспедиции, кроме указанной записи в судовом журнале, не указано ее наличие на судне. Более того, до недавнего времени не было известно ее имя. На многих картах до сих пор фигурирует на восточном берегу Таймыра бухта Марии Прончищевой. И только заслугами бывшего студента-журналиста МГУ Валерия Богданова в 1983 году было выяснено, что супругу Прончищева звали Татьяна.

Наши дни

На время прервем рассказ о Великой Северной экспедиции и ее связи с Богимовом и вернемся к туристскому походу. Осмотрев сохранившийся дом Прончищевых в Богимове и две мемориальные доски на нем (одна - в честь писателя А.П.Чехова, работавшего здесь в 1892 году; вторая - свежая, установленная только в прошлом году усилиями тульских краеведов, которые уделяют много внимания увековечению памяти участников Великой Северной экспедиции), наши туристы отправились в сторону поселка Дугна, где находится единственный мост через реку на участке между городами Серпухов и Калуга. 

Дугна - поселок Ферзиковского района, расположен на р. Оке в 18 км от райцентра и в 50 км от областного центра. В 1930-1950 гг. поселок являлся райцентром. Известен своим древним «железоделательным» заводом, который был запущен в 1720 году и принадлежал Демидовым. В 1812 году на заводе по заданию М.И.Кутузова делались ядра и картечь для русской армии. В годы Великой Отечественной войны завод делал «рубашки» к ручным гранатам. В настоящее время не работает. Поселок и завод расположены на высоком правом берегу р. Оки и с долины реки не видны. Из достопримечательностей Дугны - известный в научном мире вулкан, взрывавшийся 380 млн лет назад.

По дороге в Борищево

...Еще полтора дня движения вдоль Оки, и наконец на высоком берегу слева появляются дома села Ахлебинино. И хотя село довольно хорошо известно в краеведении своими хозяевами в начале XX века – оперными певцами Николаем Николаевичем и Ириной Яковлевной Коншиными, нас больше интересуют его предыдущие владельцы в XVIII-XIX веках - Баскаковы, сын которых, геодезист Дмитрий Баскаков, погиб в Великой Северной экспедиции от цинги 24 марта 1736 года. Он, правда, был не в отряде В.В. Прончищева, а в четвертом отряде, в котором во время зимовки на реке Хараулах от цинги умерло 36 человек. Но о нем ничего не знают ни в родном селе, ни вообще в калужском краеведении. 

Погода окончательно испортилась, начались дожди, и мы прервали маршрут в Ахлебинино. Через несколько дней вся группа собралась, и мы продолжили маршрут в деревню Борищево - на родину еще одного знаменитого полярного путешественника - Семена Ивановича Челюскина. 

Последователь Прончищева

Он ровесник и друг Прончищева, оказался в его отряде и был его заместителем. Год рождения Челюскина – 1702-й. За плечами та же Московская школа математических и навигацких наук и Петербургская Морская академия. В 1728 году произведен в подштурманы, в 1733 году в связи с назначением во Вторую Камчатскую экспедицию – в штурманы, в 1742 году за участие в экспедиции пожалован мичманским званием (первое офицерское звание в тогдашнем российском флоте), в 1743 году ему присвоено звание лейтенанта, в 1754 году – звание капитан-лейтенанта, в 1756 году вышел в отставку в звании капитана 3-го ранга, умер в ноябре 1764 года, похоронен в селе Мишина Поляна бывшей Тульской губернии (ныне входит в Орловскую область). Но где он родился - неизвестно. Калужане считают, что в Борищеве, туляки уже установили памятный знак на его родине, где-то в Тульской области.  

Так чем же знаменит Семен Челюскин? После смерти Прончищева Семен Иванович несколько лет был командиром третьего отряда, подготовил карты, сделанные совместно с Прончищевым, и вместе с отчетом о деятельности отряда в 1735-1736 гг. выслал их в Петербург и терпеливо ждал из Петербурга назначения нового командира в отряд. 25 мая 1739 года его командиром стал лейтенант Харитон Прокофьевич Лаптев. Навигацию 1739 года без особых результатов закончили и зазимовали в районе Хатангского залива. Летом 1740 года «Якутск» продолжил попытки обогнуть полуостров Таймыр с севера. Однако 15 августа на широте 75 градусов 26 минут корабль был затерт льдами и оставлен командой.  Во время этой операции погибло от 4 до 12 человек команды.

8 ноября 1740 года состоялся совет отряда (консилиум) по поводу планов на 1741 год. Было решено заняться съемкой берегов Таймыра по суше из-за отсутствия корабля. 17 марта 1741 года на собаках на маршрут выехала санная партия Челюскина, 22 апреля отправился геодезист Чекин. 

В конце апреля установилась безоблачная погода с сильными морозами. От яркого солнца заболела снежной слепотой первая партия Чекина и сошла с маршрута. Ей должен был помогать Харитон Лаптев, но и его партия заболела снежной слепотой. Партия Челюскина осталась без корма для собак, который съели белые медведи и песцы, и тоже досрочно сошла с маршрута. 

На 1742 год оставалась съемка самой северной оконечности полуострова, и этот последний, решающий, этап исследований выполнил штурман отряда Челюскин. 5 декабря 1741 года он выехал из Туруханска в свой последний санный поход. 15 февраля он, преодолев 1400 км, прибыл в Хатангское зимовье.

8 мая 1742 года Челюскин достиг самой северной точки полуострова, которая являлась одновременно самой северной точкой евроазиатского материка. Ее впоследствии назвали мысом Челюскина. Вскоре он достиг точки, которую в 1741 году отснял Харитон Лаптев, и таким образом была закончена работа, на которую Ленско-Енисейский отряд потратил семь лет работы, ради которой принес столько жертв и выдержал столько лишений. 20 июля 1742 года Челюскин возвратился в Туруханск (Мангазейск), закончив свой 4 000-километровый вояж.

И сейчас, проходя мимо мыса Челюскина, корабли, идущие по Северному морскому пути, поднимают флаги и дают протяжный гудок в знак уважения моряков к подвигам своих предков.

И так уж вышло, что два известных покорителя Севера - Прончищев и Челюскин - наши с вами земляки – калужане.

Валентин КУНДЕЛЬСКИЙ

Места: Калуга
Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.