Калуга глазами художника

08:14, 25 января 2019

Памяти Валентина Константиновича Карпова.

Старая провинциальная Калуга. Мне, как и многим калужанам, бесконечно дороги ее архитектурные ансамбли, старые улочки, скверы, парки и площади. Но время берет свое. С каждым годом меняется облик старого города и, увы, не всегда в лучшую сторону. С Калугой моего детства помог мне встретиться местный художник Валентин Константинович Карпов. Однажды, рассматривая художественный альбом, я обратила внимание на его искренние и хорошо написанные работы «Перед экзаменом», «Май», «Летний день».

Решив поближе познакомиться с творчеством мастера кисти, я обратилась в архив новейшей истории области, где среди перечня работ В.К. Карпова я увидела фотографии его произведений «Осень на ул. Ленина», «Уголок Калуги», «Старая Смоленская дорога», совместно написанная с Е. Китайкиным «Улица Кирова» и многие другие. А вскоре на художественной выставке я к своему удовольствию имела возможность познакомиться с подлинниками этих полотен. Сейчас многие из них принадлежат собирателю картин Юрию Михайловичу Хвалебнову. Благодаря этому человеку я смогла познакомиться с сыном художника Александром Валентиновичем Карповым. При первой же нашей встрече я ему сказала, что хотела бы сделать работу о его отце, и услышала в ответ: «Я вам буду помогать». Свое слово Александр Валентинович сдержал, и началось наше совместное исследование.

Валентин Константинович Карпов родился 24 декабря 1914 года в Калуге в семье служащего управления Сызрано-Вяземской, а позже Московско-Киевской железной дороги Карпова Константина Михайловича и его жены Александры Ивановны. В семье часто говорили о том, что маленький Константин Михайлович учился у самого К. Э. Циолковского. Кроме Валентина в семье подрастали еще двое сыновей, но только старший проявлял интерес к рисованию и уже с десятилетнего возраста постоянно посещал городскую художественную студию. Дружеские отношения, сохранявшиеся многие годы, сложились у него с преподавателем изостудии А.Н. Ребровым.

После окончания семилетки в 1929 г. он поступил учиться в школу ФЗУ, которую окончил 1 июля 1932 г., а уже с 1 сентября этого же года пошел работать слесарем на завод МПС. С 10 ноября 1936 г. по 24 декабря 1938 г. находился в рядах РККА, а после демобилизации вплоть до 17 июля 1941 г. вновь работал на этом же заводе. Дата названа точно, потому что именно 17 июля он был мобилизован на фронт. В семье хранится фотография, сделанная перед отправкой. 

Однажды в своей автобиографииКарпов напишет: «В 1941 г. был мобилизован и до 1945 г. в рядах Советской армии участвовал в Отечественной войне в звании старшего сержанта радистом. В 1945 г. демобилизован». Всего пара строк биографии, а за ними долгие годы войны. И только много позже сыну художника удалось узнать, что его отец был одним из освободителей Калуги, а позже воевал в районе Зайцевой Горы. Но это уже материалы другого исследования.

Итак, спустя месяц после демобилизации, 25 ноября 1945 г., Валентин Карпов устраивается на постоянную работу в Калужское товарищество художников при правлении «Всекохудожник», которое в дальнейшем было реорганизовано в художественный фонд.

Следует отметить, что кроме студийного специального художественного образования Валентин Константинович, как и многие другие калужские художники того времени, не имел. Чтобы восполнить этот пробел, в 1947 г. он был направлен в Москву, в Центральную студию повышения квалификации художников при правлении «Всекохудожник», на месячные курсы, проводимые под руководством Иогансона и Соловьева.

С сохранившихся фотографий тех лет на нас смотрит симпатичный молодой человек, который чаще всего находится в группе друзей. Александр Валентинович, сын художника, тоже вспоминал, что у них дома часто бывали друзья отца. В художественной мастерской, которая располагалась напротив современного художественного музея на улице Ленина, 107, и дворик которой остался запечатлен на картинах В. Карпова и Р. Курчика, царила дружественная обстановка. Бывало, что художники засиживались допоздна, и не только потому, что были заняты творчеством. У них всегда находились темы для разговора и интересного времяпровождения. 

Во второй половине 60-х имя Валентина Карпова все чаще стало появляться на страницах калужских изданий. В 1966 г. в статье И. Шедвиговского «На подступах» ему были посвящены такие строки: «Прозрачные до предела акварели Е.И. Киреева, сквозь которые просвечивает крепкий рисунок, соседствуют с более плотными, но несколько нечеткими в смысле формы пейзажами В.К. Карпова». Этот же автор в 1970 г. в своей заметке «Показывают и рассказывают художники» напишет: «На очередной творческий четверг журналистов в кабинет печати редакции газеты «Знамя» пришли калужские художники. Несколько листов художник принес в редакцию. Новые дома на улице Салтыкова-Щедрина, а вдали – синие заокские дали … Площадь Победы. Обелиск отражается в водном зеркале бассейна. Строгие фигуры людей у Вечного огня… Сейчас В.К. Карпов готовит выставку для Обнинска». 

В 1970 г. Валентин Константинович уже становится членом Союза художников, а вот членский билет получил только 10 мая 1971 г. Друзья не забыли поздравить своего товарища. В. Любимов, как и подобает художнику, нарисовал ему шуточную открытку-поздравление, а Н. Прозоровский, развивая свой эпистолярный жанр, написал новую, очень забавную дружескую характеристику. До сих пор все это бережно хранится в семье сына художника.

Счастье художника - возможность показывать свои творения людям. Валентин Константинович был постоянным участником всех выставок Калужской области, а также зональных: Воронеж – 1964 г., Тула – 1967 г., Курск – 1969 г. К 600-летию Калуги Приокским книжным издательством был выпущен литературно-художественный сборник «На берегах Оки». Три акварели В. Карпова были включены в это издание («Улица Баумана», «Улица Ленина», «Улица С.-Щедрина»). 

В 1970 г. в нашем городе, в библиотеке клуба КЭМЗ, была организована выставка работ Валентина Константиновича. 

Очевидцы отмечали: сами названия работ художника говорят, что основной темой его творчества всегда были улицы и площади родного города и близлежащие окрестности. Многие заметили, что самые удачные его работы выполнены акварелью. Именно эта техника позволила мастеру просто и задушевно рассказать зрителям о восприятии им окружающего мира. Его небольшая акварель «Старая Калуга» переносит нас в уголок старого города с его одноэтажными домиками, за ними белая величественная церковь. 

Одной из последних в книге отзывов выставки была такая запись: «Пусть Ваши рисунки всегда будут чисты и ярки, как после дождя вся природа блестит и играет красками. Пишите еще и выставляйте на будущий год (любительница живописи)». 

Такая выставка действительно состоялась, но художник ее уже не увидел. Он ушел из жизни 17 сентября 1971 г.

В заключение хотелось бы сказать: любое художественное произведение – товар штучный. А ведь порой картины мастеров кисти представляют не только художественную, но и историческую ценность. Я имею в виду городские пейзажи. Проводя данное исследование, я убедилась, как много картин замечательных калужских художников могли бы рассказать об истории города. Но где теперь эти полотна? Многие из них в частных коллекциях. А как было бы хорошо выпустить художественный альбом, в котором калужские живописцы и графики воссоздают образ своего города. И работы В. Карпова могли бы занять в нем свое достойное место.

Марина РЫБАКОВА.

Места: Калуга
Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.

Новости по теме