Сорока – это не птица

11:47, 19 февраля 2019

Палаты Коробовых украсили свою историю ещё одной интересной выставкой.

Сорокой называется головной убор, который мы увидели на выставке «Традиционный женский костюм. Сквозь века». На таких выставках всегда многообразие – это вышитые рубахи, яркие сарафаны, нарядные понёвы, а также сороки, накосники, девичьи венчики и очелья. Здесь, в залах музейно-краеведческого центра, сложно оставаться равнодушным – это наша история! Сколько уже было подобных выставок, но, рассматривая всю эту красоту, можно открывать для себя что-то новое.

Особенностью данной выставки стало участие в ней детей. Ярко дополнили экспозицию работы воспитанников детско-юношеского центра «Исток» и художественной мастерской «Ремесленная слобода» - платья с вышивкой, выполненные в «русском стиле», украшения, сумочки. Представьте себе, что этим кто-то еще занимается, – дети возрождают ремесло своих предков! Более десяти лет учащиеся центра «Исток» под руководством Татьяны Ермаковой воссоздают традиционное ручное ткачество и бранную технику, которая на нашей земле считалась утерянной, а потому – забытой. По этнографическим образцам, изделиям прошлых веков из музейных коллекций ребята сумели воскресить тканые орнаменты, коих когда-то было великое множество.

- Сейчас многие занимаются возрождением традиционных промыслов. Я думаю, если вплотную подходить к этому, то обязательно нужно изучать и историю ремесел, и историю костюма, - отметила Татьяна Ермакова, - это наше, родное! Мы должны не дать оборваться той ниточке, которая связывает нас с предыдущими поколениями.

Именно традиционный русский костюм носило крестьянство. Веками он оставался неизменным. Крестьянки создавали одежды своими руками – ткали, шили, вышивали, украшали кружевами и бисером – они владели всеми видами рукоделия – костюм это все соединил в себе. Женский наряд в отличие от мужского был наиболее разнообразным, ярким, декорированным. 

В музейной коллекции сохранились два комплекта женского костюма, которые бытовали в Калужской губернии, – сарафанный и понёвный, последний – самый древний. Понёва, а попросту юбка и фартук-занавеска, составляли одежду замужней женщины. А на самом деле наряд был сложным. На голову надевалась кичка или сорока – считалось недопустимым, если женщина была простоволоса – голова должна быть обязательно покрыта. 

Среди интересностей на выставке – старинные нагрудные и нашейные украшения из бисера и стекляруса XIX – начала XX в. Вообще женщины всегда любили надевать на себя всевозможные бусы, браслеты, серьги, ленты, височные кольца, по народным поверьям, они служили оберегами. 

На вернисаж гости пришли не просто посмотреть, но и послушать рассказы об исследовании и истории русского костюма художника-дизайнера Веры Москалевой, мастера научно-художественных промыслов Светланы Сивковой, педагога Татьяны Ермаковой. Народная культура таит в себе такое богатство, что и представить сложно! Все, что находится сегодня в залах, дает наглядное представление о моде наших прабабушек ? 

Кстати

В Калужской губернии, как и на Руси вообще, с трех лет девочка осваивала все то ремесло, которое могло пригодиться в замужестве, – ткала, вышивала и уже начинала готовить свой свадебный наряд. Когда девушка выходила замуж, мать готовила полотна ей на 12 понёв разного назначения – будничные, праздничные, воскресные. По костюму можно было определить, из какой деревни и к какой семье принадлежит женщина, замужем ли она и сколько у нее детей, – костюм говорил о его обладательнице все. 

Татьяна САВКИНА

Фото Сергея ЛЯЛЯКИНА.

Места: Калуга
Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.

Новости по теме