Гамаюнщина

13:07, 22 марта 2019

О древнем народе, жившем на берегу Оки.

Чем больше живешь, тем больше задумываешься: кто мы, что мы, зачем живем и что мы после себя оставим? И если не знаем, как жили наши предки, и не будем хранить их традиции, то нет нам дороги вперед. Но мы не вечны, и наше бессмертие состоит в том, чтобы сохранить и передать все лучшее детям и внукам, а они в свою очередь передадут дальше по нисходящей.

Кто такие гамаюны

Из числа нынешних жителей калужского Правобережья мало кто знает, что живут они в местности, народное название которой Гамаюнщина.

В состав калужской Гамаюнщины входило 17 селений: Ромоданово, Квань, Верховая, Покров (Егулино, Некрасово), Пучково, Чижовка, Шопино, Секиотово, Рождествено, Грачи, Вырка Верхняя, Вырка Нижняя, Еловка, Животинки, Колюпаново, Горенское. Кроме всего перечисленного на правом берегу по Перемышльскому шоссе располагалась деревня Гамаюнка, ныне это Ромодановские Дворики.

Кто же такие гамаюны? По некоторым версиям, это древний славянский народ, который поклонялся Велесу – богу земледелия и плодородия. Птица гамаюн была воплощением бога Велеса, его посланницей. От неё они и получили своё название. Многие в России искали корни Гамаюнщины, и все сходились в одном: истоки названия ведут на правый берег Оки возле Калуги. Живший там народ с акающим говором имел свои неповторимые обряды и обычаи. Это были талантливые, миролюбивые и трудолюбивые люди.

В XVIII – XIX вв. в России слово «гамаюн» приобретает определенное значение. Толковый словарь В.Даля даёт пояснение – так в России называли заботливого, усердного, трудолюбивого работника. В просторечье «гамаюн» - это значит говорливый и шумливый человек, которого знают как хлопотливого, но работящего и рачительного хозяина.

Исторические факты

История Гамаюнщины печальна, поучительна и достойна уважения. Слобода была пожалована Петром I князю-кесарю Фёдору Ромодановскому в вечное владение до прекращения его рода и лишь после этого могла отойти «ко дворцу». Крестьяне Гамаюнщины занимались земледелием, разведением скотины и домашней птицы, рукоделием. Они были оброчными, то есть после уплаты помещику оброка могли выбирать дело по своему усмотрению. Поэтому помимо сельского хозяйства занимались извозом и торговлей. По реке их товары попадали далеко за пределы региона.

В 1739 году Гамаюнщина была продана заводчику Н.Н. Демидову. Всех купленных крестьян он разделил на три части. Одну отправил на Урал, вторую часть - на местные заводы, думиничский и брынский. Третью оставил «на пашне», переведя с оброка на барщину.

На заводах Демидова рабочих часто наказывали кнутом, после чего раны посыпали солью, применяли другие жестокие пытки. Из челобитной: «Ежели б не поблизости тех заводов состояли сёла и деревни, то б все мы, крестьяне, с жёнами и детьми от той тяжкой ево работы могли получить голодную смерть».

Заработная плата была так ничтожна, что рабочим приходилось, чтобы не умереть с голоду, просить подаяние в Калуге и окрестных селениях. Из челобитной видно, что замучены пытками 20 человек, покончили самоубийством и бежали 12 человек, умерли на морозах без одежды и от «прегорькой работы и с голоду» более 200 человек, а всего за 13 лет владычества Демидова не стало 232 человека.

Крестьянам, оставленным «на пашне» и переведённым с оброка на барщину, было нелегко. Барщину несли не только мужчины, но и женщины, девушки и даже старики: «На себя нам пахать давать во время пашни никогда не давает, и сено косить, скоту приготовить во время пары не допущает с работ».

Восстание

Гамаюны были обречены на уничтожение, и они восстали в 1752 году. Подробно о восстании можно прочитать в статье В.Трубецкого, опубликованной на портале «Ураловед». На усмирение восставших гамаюнов были высланы драгуны Рижского полка (500 человек) во главе с полковником Орлицей. Около Ромоданова до тысячи крестьян, вооруженных жердями, копьями, цепями и косами, одержали победу и взяли в плен полковника.

Восстание поддержали рабочие гончаровского завода, и их численность возросла до 3 тысяч человек. Перепуганная царица Елизавета приказала подавить восстание самым решительным образом: жечь жилища восставших, стрелять по ним из пушек и поступать с бунтовщиками как со злодеями. Видя безысходность войны против пяти полков, гамаюны отказались от сопротивления, но это не спасло их от наказания. Рядовые участники восстания были наказаны кнутом и плетьми.

Инициаторов и руководителей восстания ожидала более горькая участь. Комиссия Опочинина приговорила их к различным видам смертной казни. Сенат заменил смертную казнь наижесточайшим наказанием  – кнутом и ссылкой рабочих на брянские заводы Гончарова, а крестьян – на уральские заводы Демидова в «тяжкие заводские работы» пожизненно. Пожалели как рабочую силу. А чтобы не было соблазна вернуться назад, сжигали дома сосланных крестьян.

Поклонение птице

Этническая самобытность крестьян калужской Гамаюнщины, их культура и быт – это исторический факт. Особая роль в них отводилась птице как яркому образу народной и свадебной лирики, семейного быта и любви. Поклонение птицам символизировало тепло, свет, урожай, богатство. В весенних песнях-заклинаниях обращались к жаворонку, ласточке-касаточке, кулику, перепёлочке, синичкам-сестричкам, красногрудым снегирюшкам, чтобы они принесли «весну-красну», «теплу летушку», взяли бы «ключи весенние», «замкнули зиму», «отомкнули лето».

В крестьянской среде почитались петух и курица – символы плодородия. Они считались лучшим подарком, когда гамаюны ходили в гости. Петух к тому же был предвестником зари и солнечного света. Свадебные обряды крестьян Гамаюнщины связаны с ноябрьскими кузьминками, женскими праздниками–складчинами, на которых обязательным ритуалом были куры, принесение нарядных петуха и курицы в дом жениха.

В весенних обрядах особую роль играли куриные яйца. Яйца подкидывали вверх, чтобы рожь росла высоко. Известен обычай разбивать яйцо о лоб выведенного на первую пашню коня.

Изображения птиц на гамаюнских вышивках народные мастерицы называли уточками, петухами, павами, часто использовался арнамент с изображением павлина с хвостом в виде елочки (XVII в.). В них ярко выражены геометрические рисунки с орнитоморфными (изображение птиц) и растительными мотивами.

Женское начало

Кроме того, основным образам обрядов во время Троицы, Русальной недели, Масленицы, Коляды, птице гамаюн придавались также женские формы. Так, масленичная кукла в калужской Гамаюнщине представлялась молодой женщиной с подчёркнутыми формами, символизирующими её плодоносящее начало.

Анализируя памятники народного шитья Гамаюнщины, можно выделить группу геометрических мотивов орнамента с символом плодородия - ромбом с его вариациями. Отмечается устойчивость ромбического узора на свадебном обряде невесты, в костюме молодой женщины и на свадебных полотенцах.

Ромботочечная композиция и сетчатый узор из ромбов вышивались, как правило, на занавесках, праздничных рушниках, входили в тканый орнамент поневы молодой женщины.

Владимир ГУРКИН.

Места: Калуга
Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.