Непростая судьба благословенной Оптины

12:08, 19 апреля 2019

Легенды, тайны и чудеса мужского монастыря 

История Оптиной пустыни уникальна и неповторима, начиная с момента образования и до наших дней. В страницы ее истории вплелись чудесные исцеления и убийства, разрушение и возрождение. В настоящее время обитель является одной из самых известных среди православных паломников, едущих в пустынь со всех концов света. 

Создание обители

Оптина пустынь – ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви, был основан в ХIV в. История его возникновения овеяна легендами. 

Есть несколько версий создания монастыря. Одна из них касается разбойника по имени Оптий или Опта, который жил неправедной жизнью, но потом раскаялся в своих грешных земных делах и на берегу Жиздры, реки, на которой сегодня стоит монастырь, срубил себе келью. Позже вокруг бывшего разбойника собралась братия. Так с отшельнической жизни Оптия, которого после принятия пострига стали звать Макарием, началась история обители.

 Согласно другой легенде, Оптину пустынь основал князь Владимир Храбрый, который поддерживал монашество, или кто-то из его наследников. Еще одна версия создания пустыни: ранее в обители жили и монахи, и монахини, а такие монастыри в древности называли оптиными. 

Трудные годы и возрождение

В разные времена монастырю жилось очень тяжело. В начале VI века при игумене Серии в монастыре были единственная деревянная церковь и шесть келий, братия состояла из двенадцати монахов, а во главе нее стоял иеромонах Федор. В 1689 году бояре Шепелевы построили Введенский собор. В годы правления Петра I Оптина пустынь платила огромный оброк, практически непосильный для обители. В казну были отобраны рыбная ловля, мельница и другое имущество, приносившее Оптиной пустыни хоть какой-то доход. Со временем Оптину пустынь упразднили, назвав «малобратным монастырем». Восстановить пустынь удалось благодаря ходатайству стольника Андрея Шепелева в 1726 году. Монахам даже удалось вернуть мельницу. 

В 1795 году для Оптиной пустыни наступили лучшие времена. Обители уделил внимание московский митрополит Платон. По благословению митрополита началась застройка обители, которая длилась много лет. Строителем был назначен отец Аврамий, своего служения он не оставлял вплоть до того момента, когда болезнь заставила его просить освободить от работ. В 1801 году «за отличные услуги обители к общей пользе» отца Аврамия произвели в игумена Лихвинского Покровского Доброго монастыря, с управлением в то же время и в Оптиной пустыни. До преклонного возраста все любили и уважали его в обители, где он смог при жизни увидеть достойные плоды своих величайших трудов.

Вплоть до 1861 года обитель процветала. В братстве было уже более 150 человек. Оптина пустынь вела в том числе и издательскую деятельность. Труды старцев издавались достаточно широко, приумножая достояние святого места.

Новый период практически полного разрушения для монастыря наступил в 1923 году, во времена гонений на церковь. Многие храмы обители большевики разрушили до основания, а оставшиеся закрыли, превратив их в лесопилку, а скит - в дом отдыха. 

Лишь в 1987 году Оптину пустынь вернули Русской Православной Церкви. 3 июня 1988 года после долгого перерыва здесь совершилось первое богослужение. И сегодня обитель принимает тысячи паломников.

Чудеса и исцеления

Рассказывают, что в Оптиной пустыни не раз свершались исцеления и многие другие чудеса уже в наши дни.

Одна история повествует о том, как молодая жена молилась оптинским старцам, чтоб уберегли ее мужа, служившего в 94-м году в Чечне. Практически весь полк молодого офицера полег в горах, а его словно берегло какое-то чудо, и он вернулся к молодой жене живым и невредимым.

А по другим рассказам, у одной молодой женщины умирал новорожденный ребенок. Но она вспомнила, что бабушка ей говорила о святом целебном источнике в пустыни. Женщина привезла ребенка, окунула его в холодные воды источника, закутала в одеяльце и поехала домой с мыслью, что сделала все что могла. Малышу действительно стало лучше, и он пошел на поправку.

По словам братии, многие и сейчас ожидают именно чудес, рассказы о них часто встречаются на православных форумах и порталах. Но, конечно, истинное чудо – существование древней обители, прошедшей через множество испытаний и выстоявшей. Многие храмы были уничтожены до основания и до сих пор находятся в стадии восстановления. Оптинских старцев и монахов расстреливали в богоборческие годы, но обитель до сих пор жива.

Убийство в Пасхальную ночь

Но не только в годы гонений происходили трагедии на территории монастыря. Так, 18 апреля 1993 года в Пасхальную ночь на территории обители произошло тройное убийство. Жертвами неизвестного преступника стали иноки Ферапонт и Трофим, а также иеромонах Василий. В те годы монастырь только начинал свое возрождение, как и вся страна после семи десятков лет жизни в безверии возвращалась к православию. А тут такое страшное событие, да еще в Пасхальную ночь. 

Как оказалось позже, преступник не случайно выбрал именно этот день. Следователи выяснили, что убийство было ритуальным, как признался убийца, он выбрал монахов в жертвы, «потому что они были врагами сатаны».

Оптина стойко пережила и это событие, как и многие другие трудности. В 2018 году братия монастыря подала запрос о канонизации убитых монахов, но для сотен тысяч, которые едут поклониться праху невинно убиенных, они уже сегодня являются мучениками, погибшими за веру.

Лев Толстой приходил в обитель пешком

Во все времена в Оптину шли паломники. Притом некоторые именно шли. Пешком. Так в свое время это делал великий русский писатель Лев Толстой. 

Оптина Пустынь занимала особое место в жизни Толстого. С ней были связаны отроческие воспоминания о похоронах его тетушки А.И. Остен-Сакен, которая, по словам Толстого, «не только была внешне религиозна», но жила «истинно христианской жизнью». В Оптину к старцам много раз приезжала другая сестра отца — П.И. Юшкова, а также любимая «тетенька» Т.А. Ергольская. Сестра писателя, Мария Николаевна, с 1889 г. стала духовной дочерью оптинского старца Амвросия, по его благословению оставила мир и поселилась в Шамординском монастыре.

Отношения со старцами у писателя, который отрекся от церкви, складывались по-разному, но в своих воспоминаниях они писали, что с годами Лев Николаевич стал мягче. С Оптиной, как известно, связаны и последние дни жизни Льва Толстого.

Ольга СМЫКОВА.

По материалам сайтов pravmir.ru, optina.ru,

kray32.ru и kaluga-land.com

Места: Калуга
Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.

Новости по теме