Чьих будешь, град Калуга?

09:40, 14 июня 2019

Историко-топонимическое изыскание об истории возникновения названия  областного центра.

«Город Калугу по справедливости должно почесть между древними российскими городами, но летописи о нём нигде ничего не упоминают. Каков он был прежде и кому принадлежал, записи хотя и имелись, однако по столь многим бывшим несчастным с городом обстоятельствам все пропали; так что ныне ниже памяти осталось не только о делах до города касающихся, но и главнейших приключениях, что, когда и по какому случаю учинилось». 

Академик В.Ф. Зуев. Что мы знаем о древней истории города Калуги? Ничего... Ничего, кроме нескольких положений гипотезы академика Василия Фёдоровича Зуева, построенной на спорных преданиях, и отдельных  результатов археологических исследований, проводимых в окрестностях города с конца XIX в. Не будь двух случайных документов – «Грамоты литовского князя Ольгерда к патриарху Филофею...» (1371) и Духовной грамоты московского князя Дмитрия Донского (1389), в которых Калуга упоминалась как уже значимый город, то его первое упоминание относилось бы к Духовной рамоте  московского государя Ивана III (1503), согласно которой Калуга вместе с другими вотчинами отходила его сыну Семёну Ивановичу Калужскому.

Первые сведения о Калуге были собраны Калужской провинциальной канцелярией из различных преданий для публикации в «Топографических известиях» (1772). С тех пор они повторялись без критики академиком Зуевым в «Описании Калужского наместничества» (1787) и в работах других исследователей калужской истории. 

Известно, что город, находившийся на нынешнем месте Калуги, до присоединения к Московскому княжеству принадлежал Литве, и даже спустя более двух веков в 1578 г. король Речи Посполитой  Стефан Баторий требовал от Москвы возвращения Калуги как литовского законного владения. Город, вероятно, был взят во время Брянских походов московского князя Дмитрия Ивановича в 1369-1370 гг., но  назывался ли он в то время «Калугой», если в 1371 г. он упоминался на среднегреческом языке как «Колояв», что на русском языке звучало как «Колоиган», а уже в 1389 г. – на русском языке как «Колуга»? При этом оба наименования писались через «о», что говорит об их едином смысловом начале – «коло» («около», «вблизи») чего-либо. 

Наименование города «Колояв» с современной «Калугой» XIX в. географически отождествил профессор Виктор Иванович Григорович, опубликовав в журнале Министерства народного просвещения № 5 за 1848 г. перевод на русский язык «Грамоты литовского князя Ольгерда к патриарху Филофею...». 

В переводе «Колояв» на русский язык: с кипрского языка говорится о неком «святом, духовном  месте»; с древнегреческого – «крепость, поставленная около (вокруг) засыпанной грудой земли гробницы (саркофага)»; с церковного – «Коло» + «иган» = «Около» + «Игана», где «Иган» может быть имя рыцаря, погребённого в саркофаге. 

В ином толковании слово «Колоиган» как «Коло» + «ига» + окончание «н» = «Около» + «ига», где под  «игом» понимается система политического и экономического угнетения русских земель Ордой. В итоге – крепость «около (на границе) порабощённых  русских земель». В этом случае можно утверждать, что литовская крепость была основана на новом месте, где в наше время находится городской парк, только в начале 60-х годов XIV в. после перехода территории на левом берегу Оки к Великому княжеству Литовскому и Русскому.

Произошло это после сражения на Синей Воде (1362), в котором литовские войска разгромили татар и покончили с их владычеством в Южной Руси. Литве отошли обширные территории по Днестру, Днепру и Верхнего Поочья, включая ордынскую заставу («Калуга»), что в устье р. Городенки (позже – Калужки) при её впадении в Оку. Сама Золотая Орда распалась на Крымское ханство, Ногайскую Орду, Заволжскую Орду, Казанское ханство и другие. Надо полагать, что  крепость «Колояв» литовский князь Ольгерд начал строить незамедлительно в спешном порядке для закрепления литовской экспансии на левом берегу Оки. В 1369(70) г. крепость в недостроенном виде вместе с окрестной территорией без должного сопротивления перешла к Московскому княжеству.

Зуев создал первую гипотезу функционирования Калуги, из которой следует, что в её окрестностях находится три древних городища: Калуга в устье Калужки (ранее – Городенки), при её впадении в Оку; у Явления выше по течению Калужки, в окрестностях села Ждамирова и Семёнова городища на берегу Яченки. Учёный обозначил древность города, предположив, что «третье городище, что по реке Яченке верстах в двух от города... место пребывания князя Симеона, и если это был тот князь, который княжил в Москве и Новгороде, то есть сын Иоанна Даниловича Калиты, то древность Калуги простирается уже далее 1340 г.». 

В 1891 г. первый калужский археолог Иван Дмитриевич Четыркин провёл раскопки на мысе левого коренного берега Оки при впадении р. Калужки и 12 курганов по её берегам. По находкам и следам пожарища он установил, что на этом месте находились, с двухвековой разницей во времени,  два разных городища, причём первое, сгоревшее в XI в., было весьма обширно: «поселенье простиралось от Старого городища, по высокому берегу р. Оки на ю. в. около версты...»

С 1995 г. известен курс лекций «История России с древнейших времён до второй половины  XIX века» профессора Сергея Владимировича Рыбакова, где указывается, что: «В Золотой Орде было создано более сотни городов, выполнявших функции административно-налоговых и торгово-ремесленных центров. На золотоордынской территории строились города и с преобладанием русского населения – Елец, Тула, Калуга. Это были резиденции и опорные гарнизоны баскачества («Калуга» с татарского переводится как «застава», «преграда»)». 

Исходя из изложенного, новая гипотеза истории основания Калуги рассматривает пять значимых поселений, имевших место в разное время в районе современной Калуги:

1 В начале 80-х гг. XX в.  академик Борис Александрович Рыбаков, изучая перевод профессора Владимира Фёдоровича Минорского географического трактата на персидском языке «Худуд ал-Алем» (982), в своём труде «Киевская Русь и русские княжества XII – XIII вв.» отмечал, что главный город вятичей Корьдно (в толковании, возможно, укорениться, осесть у реки), «местопребывание их царя», находился на возвышенном берегу Оки севернее Дедославля (Дедилов близ Тулы), недалеко от Городни. Из «Поучения» Владимира Мономаха следует, что в ходе его зимнего «крестового» похода 1082 г. город был сожжён, жители большей частью истреблены, царь вятичей Ходота – убит, восстановление города по политическим мотивам было запрещено... (это тема другого повествования). В начале 2000-х гг. калужский краевед Валерий Продувнов выдвинул близкую к реальности догадку по трансформации названия городища в устье Калужки (Городенки): Корьдно – Горьдно – Городна(я) – Городенск – Калуга(?). 

Игорь ГОРОЛЕВИЧ,

директор Ассоциации «Калужский областной исследовательский 

и культурно-просветительский центр «ГАРАЛЬ».

Места: Калуга
Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.