Великое Стояние на Угре – начало Российской государственности

09:17, 08 июля 2019

Много скорбных и радостных событий пережила Матушка Русь за свою более чем тысячелетнюю историю. Обо всех важных и малозначимых эпизодах в жизни Отечества кропотливо писали летописцы в своих книгах, из чего слагалась история Великой Руси.

Фото: Алексей Горюнов.
Фото: Алексей Горюнов.

Не хватит ни времени, ни сил, чтобы познать все совершившееся за многовековую историю Российского государства. Но есть особо значимые события, которые стали новым этапом исторического развития Руси. Именно о них должен знать каждый россиянин. К подобному эпохальному событию относится и «Великое Стояние на Угре 1480 года», ставшее концом монголо-татарского ига и началом русской государственности.

В 1380 году великий Московский князь Дмитрий Донской по благословению преподобного Сергия Радонежского мужественно сразился с войсками хана Мамая за освобождение Руси от рабского поклонения Золотой Орде. Кровопролитное сражение на Куликовом поле принесло победу. Однако великому князю не хватило ни сил, ни средств, чтобы окончательно освободиться от вассальной зависимости Орде. Еще 100 лет Русь находилась под тяжким монголо-татарским игом.

К середине XV века произошли существенные изменения во внутренней и внешней жизни Руси. Большинство русских князей прекратило феодальную междоусобицу, усилилось влияние Московского княжества на северо-восточную часть Руси. К Москве присоединились Ярославское, Дмитровское, Ростовское княжества, был покорен свободолюбивый Новгород. Заключены договора с Тверскими и Белозерскими князьями. Московское княжество во главе с великим князем Иоанном III Васильевичем (1462-1505) становилось центром нового государства, именуемым позднее Святой Великой Русью. Символическим знаком рождения Российской державы стало возведение на территории Московского Кремля величественного Успенского собора. Пришло время окончательного избавления русского народа от ордынского ига.

В 1471 году Иоанн III перестал платить дань хану Большой Орды Ахмату (Ахмет-хану). В Казанском летописном своде сообщается, как великий князь Иван III демонстративно показал свой отказ повиноваться хану. Когда послы Ахмата предстали перед Иваном III, требуя выплаты дани, Московский князь порвал ханскую басму, плевал на нее, бросил на пол и топтал ногами, смело заявив послам: «Спешите объявить хану виденное вами. Что сделалось с басмою, то будет и с ним, если он не оставит меня в покое».

Разгневанный дерзостью и непокорством «русского улуса», Ахмат собрал огромное войско и в 1480 году подступил к границам Московского княжества. Великий страх обуял многих бояр. Одни уговаривали Иоанна III откупиться от Орды щедрыми подарками и заплатить дань за все годы неуплаты, другие предлагали спасаться бегством. Как сообщается в Софийской второй летописи, великий князь поддался настроению боярского окружения: «… и объял князя ужас, и захотел бежать от брега, а свою супругу, великую княгиню Римлянку, и казну с нею послал на Белоозеро…». Многими убеждениями, и конечно же, благодаря усиленной молитве, духовнику великого князя архиепископу Ростовскому Вассиану и митрополиту Московскому и Всея Руси Геронтию (1473-1489) удалось развеять страх и успокоить Ивана III, расположившегося с ратью в Красном сельце Москвы. Святители призывали князя мужественно вступить в борьбу с Ахматом, уповать на помощь от Господа и Божией Матери, и, как «Пастырь добрый», положить жизнь свою за Православную веру и русский народ. Молитвы и духовная поддержка Церкви сыграли решающую роль в судьбе страны. Иван III принял решение противостать иноплеменникам и 23 июня прибыл в Коломну, чтобы возглавить освободительную борьбу против Большой Орды. Русское ополчение заняло оборону под Тарусой и Серпуховом на берегу Оки. Началась военная компания, вошедшая в историю под названием «Угорщина» или «Великое Стояние на Угре».

Желая укрепить дух русского воинства, поддержать великого князя и поднять патриотическое настроение народа митрополит Московский и Всея Руси Геронтий благословил перенести из Владимира в стольный град Москву чудотворную икону Божией Матери «Владимирская». Многие важные события Российского государства происходили под покровом Пресвятой Богородицы. В годы тяжких испытаний православный народ всегда молился Царице Небесной. Русские люди от малого до великого уповали не на свои силы, не на количество воинов, не на мощь оружия, а прежде всего на Божественную помощь и заступничество Пресвятой Богородицы. Чудотворный образ Божией Матери «Владимирская» был торжественно встречен в Москве 23 июня (6 июля по новому стилю) 1480 года. Как сообщают летописцы, на протяжении всего времени «Великого Стояния» в Успенском соборе Кремля, построенном за год до событий на Угре, непрестанно совершались молебны. Православный народ со слезами, сердечным умилением, с глубоким религиозным воодушевлением просил Царицу Небесную спасти Москву и Отечество, и его упование не было напрасным. Благодаря всеобщей молитве в народе разгорелся дух патриотического движения. Русские воеводы и воины с бесстрашием и готовностью положить душу за Русь, шли сражаться с врагом. Впоследствии, когда ордынское иго было окончательно свергнуто, день принесения в Москву чудотворной иконы Божией Матери «Владимирская» стал Всероссийским праздником, установленным в память о спасении Москвы от нашествия ордынского хана в 1480 году заступничеством Пресвятой Богородицы.

В июне 1480 года огромное войско Ахмата, пройдя города Мценск, Одоев и Любутск, подошло к берегам Оки. Хан, увидев, что река полноводна и границы Московского княжества основательно укреплены, принял решение направить войска в сторону Калуги, чтобы переправиться через мелководную Угру и внезапно нанести русским войскам удар с фланга. К тому же Ахмат рассчитывал соединиться под Воротынском с союзными войсками польско-литовского короля Казимира IV. Однако маневр противника русские воеводы разгадали, и Иван III направил к Угре многочисленное войско под командованием своего сына Ивана Ивановича Молодого и родного брата князя Андрея Васильевича Меньшого. Чтобы не допустить военный помощи Орде от Казимира IV, Московский князь, как мудрый и опытный политик, заблаговременно договорился с крымским ханом Менгли-Гиреем о его нападении на Литовские земли с юга, а в самом королевстве спровоцировал восстание русских князей. Таким образом, польско-литовские войска были отвлечены на решение внутренних проблем в стране, и Ахмат не получил обещанную военную поддержку от короля Казимира IV.

Вдоль левого берега Угры от ее устья до реки Воря на рубеже более чем 60 верст русские воеводы создали глубокую укрепленную линию обороны. Ордынским полчищам противостало превосходно подготовленное войско, в состав которого входили полки пешей рати, лучников, «огненных стрельцов», быстровозводимые передвижные укрепления и полевая артиллерия.

Согласно летописным источникам генеральное сражение русских и татаро-монгольских войск началось в час дня 8 октября 1480 года и беспрерывно продолжалось четверо суток до 11 октября. По мнению современных исследователей, ожесточенные бои проходили на берегах Угры в районе Залидовских лугов, где имелись водные броды, позволяющие татарской коннице быстро миновать водный рубеж и стремительно ринуться на русские полки. Ханские войска пытались перейти Угру в трех направлениях. Однако, русская артиллерия подавляла все их атаки еще на дальнем расстоянии. На переправах в местах скопления противника расстреливали врага из пищалей, в воде коней и всадников поражали тяжелые ядра. Когда артиллеристы и стрельцы перезаряжали свои орудия и ружья, лучники вели непрерывную стрельбу из боевых луков. В оборонительных боях русские воеводы впервые применили новейшие для той эпохи виды оружия: пищали (ручницы) и тюфяки (короткоствольные пушки с коническим стволом и большой поражающей способностью). Использование огнестрельных орудий сыграло решающую роль во время сражения и создало значительное превосходство над врагом. Несмотря на все усилия, татарским войскам так и не удалось форсировать Угру. После четырех дней ожесточенных боев Ахмат так и не смог прорвать русскую оборону. Понеся огромные потери, войска неприятеля были вынуждены отступить на две версты вглубь и расположиться в Лузе.

Наступило временное затишье. Ахмат стремился найти слабое место в обороне русских. Еще раз ордынские отряды попытались перейти Угру и преодолеть оборонительные рубежи выше по течению в районе Опакова городища, однако и здесь русская рать мужественно отбила атаки противника. Потерпев неоднократные поражения, хан согласился начать переговоры с Москвой. В татарский стан прибыло русское посольство во главе с боярином Иваном Федоровичем Товарковым. Ордынский хан не принял ценных подношений и подарков, потребовал к себе самого великого князя, полной его покорности и уплаты дани. Конечно, Иван III на такие уступки не пошел, и переговоры зашли в тупик.

Следует особо отметить, что во время проведения Угорской военной кампании русскими воеводами были применены новейшие военно-тактические приемы ведения войны. В глубокий тыл врага на ладьях вниз по Волге был направлен отряд профессионально подготовленных воинов для захвата столицы Большой Орды Сарая и других ордынских поселений, оставленных без защиты. Успешное проведение «волжского похода», приведшего к разорению ряда городов противника, нанесло сильнейший моральный удар по Ахмату и его воинству.

После октябрьских сражений Ахмат угрожал Московскому князю, что никто не сможет его остановить, когда наступят морозы и он перейдет Угру. В 1480 году с 20 октября по старому стилю начались сильнейшие морозы. Летописцы об этом писали: «С Дмитреева же дня (с дня памяти великомученика Димитрия Солунского 26 октября/8 ноября) стала зима, и реки все стали, и мрази (морозы) велики, яко не мощи зрети (каких раньше не видели)». Угра стала покрываться льдом и перестала быть преградой для татарской конницы. Русские полки 28 октября/10 ноября по новому стилю начали поспешно отходить на место дислокации у города Боровска, тщательно укрепленному для защиты дороги на Москву. Всем было очевидно, что новое сражение неизбежно. Но здесь случилось нечто чудесное, что можно объяснить только Божественным вмешательством.

Ахмат расценил отход русских войск как очередную тактическую хитрость, и в начале ноября дал приказ отступить на зимние базы. Летописцы сообщали об этом: Ахмат, объятый страхом, от Угры «побежа прочь ноября 11 (24 ноября по новому стилю)». Ордынское воинство «страхом гонимое» бежало «безвозвратным путем» и навсегда покинула Русь. Нечто подобное произошло под Малоярославцем в октябре 1812 года с Наполеоном, отменившим свой приказ идти на Калугу и повелевшим войсках отступать к Смоленску по разоренной дороге. Этим ошибочным решением французский император погубил свою армию.

По возвращении в Орду в 1481 году Ахмат был убит в своей кочевой ставке в устье Северного Донца тюменским ханом Иваком. Некоторые историки предполагают, что его гибель произошла не без участия Московского князя. Со смертью Ахмата завершилось монголо-татарское иго, тяготевшей над Русью 243 года. Российское государство получило долгожданную свободу от вассальной подчинённости Орде и внешнеполитическую независимость. В 1502 году Большая Орда прекратила свое существование после поражения в боях с тюменским и крымским ханами. Таким образом, 11 ноября 1480 года на берегах Угры произошло рождение независимого Русского государства.

Историк Н.М. Карамзин в своей книге «История государства Российского» пишет об этом событии: «Иоанн, распустив войско, с сыном и с братьями приехал в Москву славословить Всевышнего за победу, данную ему без кровопролития. Он не увенчал себя лаврами как победитель Мамаев, но утвердил… независимость государства. Народ веселился; а митрополит уставил особенный ежегодный праздник Богоматери и крестный ход 23 июня в память освобождения России от ига моголов: ибо здесь конец нашему рабству».

Современные исследователи по-разному объясняют причины отхода Ахмата от границ Московского княжества. Прежде всего, они указывают на неподготовленность ордынской армии воевать в зимних условиях, воины которой были «наги и босы, ободралися». Но для современников, видевших произошедшее на Угре, как и для православных христиан, с очевидной ясностью понятно, что спасение Руси от Ахмата произошло заступничеством Пресвятой Богородицы. Летописцы об этом писали: «Да не похвалятся легкомысленные страхом их оружия! Нет, не оружие и не мудрость человеческая, но Господь спас ныне Русь!». С момента освобождения от монголо-татарского ига река Угра стала именоваться «поясом Пресвятой Богородицы», духовным рубежом Божией Матери.

Во время угорских событий в безлюдных лесах, в трех километрах от Угры подвизался преподобный Тихон Калужский (+1492) со своими учениками. Безусловно, он не мог остаться равнодушным к военным действиям, происходящим вблизи им основанной обители. Можно с уверенностью предположить, что преподобный Тихон с учениками горячо и неустанно молился о победе Ивана III, посещал лагерь русских полков, укреплял дух воинов, исповедовал и причащал их перед боем, оказывал помощь раненным, отпевал погибших. После внезапного бегства Ахмата преподобный Тихон и вся братия от всего сердца возносили Богу и Пресвятой Богородице горячие благодарственные молитвы.

Спустя пять веков благодарение Господу и Пресвятой Богородице за спасение Руси в 1480 году от ордынского ига выразилось в новой форме. В 2007 году в память о славней победе в «Великом Стоянии» вблизи места октябрьских сражений на Угре братия монастыря Калужская Свято-Тихонова пустынь основала скит в честь иконы Божией Матери «Владимирская» и установила трехметровый Поклонный Крест с закладкой земли с Куликова поля. Через пять лет, 23 сентября 2012 года, на территории Владимирского скита впервые в истории России представителями Калужской областной власти было совершено празднование «Великого Стояния на Угре». И с этого времени ежегодно стали совершаться торжественные празднования дня памяти «Великого Стояния» с реконструкцией сражений той эпохи на берегах Угры.

Два года спустя в 2014 году на Владимирском скиту монастыря завершилось строительство уникального музейного комплекса - диорамы «Великое Стояние на Угре». В день памяти преподобного Тихона Калужского 29 июня сего года Митрополит Калужский и Боровский Климент сказал: «Создаваемый музей «Великое Стояние на Угре» - это первая диорама в России о том великом событии, которое произошло в 1480 году. Она создается на том месте, где происходило это важное событие, где подвизался преподобный Тихон Калужский».

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 9 сентября 2014 года во время посещения Калужской земли совершил освящение музейного комплекса-диорамы. В своем слове он сказал: «Здесь развернулась одна из самых эпических страниц истории нашего Отечества. От того, что произошло на этом месте, во многом зависело будущее нашей страны, нашего народа и нашей Церкви... Все, кто будет сюда приезжать, будут вспоминать героический подвиг нашего народа…».

Сегодня празднование «Великого Стояния на Угре» стало не только торжеством для Калужской земли, но, также и воспоминанием об эпохальном событии рождения Российского государства. Раскрывая эту важную историческую тему, мы пробуждаем в сердцах людей патриотические чувства и понимание, что наши подвиги и жертвенные труды на благо России укрепляют величие, могущество страны и способствуют ее мирному благоденствию. Благо и Слава Отечества – есть высший смысл нашей земной жизни, которому должны подчиняться все остальные, более низкие пожелания человека.

архимандрит Тихон (Завьялов).

 

 

 

 

Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.

Новости по теме