Мода страны, которой нет

15:52, 23 июля 2019

В гардероб наших прабабушек можно заглянуть в музее изобразительных искусств.

В одном из его залов открылась выставка «Калужский женский народный костюм». Здесь представлено все многообразие исторических нарядов крестьянок нашей губернии – сарафанные и поневные комплекты (понева во многом похожа на юбку). Красивые и самобытные. Их цветовая гамма достаточно насыщенна, в глаза бросается буйство ярких цветов – красный, бордовый, белый… Каждый костюм – единственный в своем роде. 

В экспозиции много праздничных нарядов, которые надевали только по особым торжественным случаям, эти раритеты смогли сохраниться за века, ведь носили их редко, берегли. Отличаются они обилием украшений из дорогих тканей, лент и отделок. Также в одежде всегда была важна вышивка – геометрический, растительный, антропоморфный орнаменты по белому цвету красной нитью считались оберегами и имели свое символическое значение.

Во всем этом видна особенность отдельного населенного пункта. Сочетания по цвету и набору предметов одежды – самые разные. К примеру, в праздничный костюм жительницы села Перемышль входила рубаха с богато отделанными ткаными рукавами, занавеска (передник), сарафан в мелкую оборку, пояс, платок, махры – женский костюм включал в себя от трех до десяти предметов. 

- А вот костюм деревни Жилино Кировского района по форме совершенно отличается от перемышльского варианта, но он не менее интересен. У нас представлен комплект замужней женщины – рубаха, понева и касталан (туникообразная одежда, которая делалась из жесткого холста). Касталан вообще был универсальным видом одежды: его носили и девушки, и замужние женщины, и пожилые крестьянки. Отличие было в том, что девушки надевали рубаху и касталан, на голове обязательно должен быть налобник. Пожилые крестьянки носили белую рубаху и такой же белый касталан с минимальным количеством декора. Несмотря на то что орнаменты в вышивке и ткачестве сохраняли уездное единство традиций (их можно проследить), в деревне Якимово (Кировский район) носили рубаху, поневу и занавеску с рукавами - часть большой экспозиции представила ведущий специалист по фольклору Татьяна Хвалебнова.

На голове женщина носила кику, повойник – голова должна была быть обязательно покрыта, ходить простоволосой считалось позором. Головным уборам придавалось большое значение, они обшивались бисером, стеклярусом, декорировались вышивкой. 

Комплекты дополняют старинные нагрудные и нашейные бисерные украшения, «языки» и чопки – крестьянки всегда любили себя украшать.

- На протяжении нескольких лет мы наблюдаем, что интерес жителей области к традиционному калужскому костюму растет. Наверное, кто-то часто ловит себя на мысли, что хотел бы пошить рубаху в русском стиле или носить этнический наряд во время фольклорных праздников, поэтому мы решили сделать такую экспозицию. Работали над ее концепцией достаточно долго, потому что сразу приняли решение выставлять только старинные костюмы конца XIX- начала XX веков. Большая часть из них экспонируется впервые. Мы собрали лучшие образцы из коллекций музеев районных и сельских Домов культуры в Перемышльском, Козельском, Кировском, Людиновском, Жиздринском, Барятинском, Мещовском районах, - рассказал заведующий отделом традиционной культуры дома народного творчества и кино «Центральный», куратор проекта Вадим Востриков. – Люди могут прийти на выставку и увидеть, что носили наши предки,– это прикосновение к прошлому. 

Стоит отметить, что часть выставки занимает коллекция этнографа из Москвы Сергея Глебушкина. Он любезно предоставил для музея пятнадцать костюмов, которые были собраны в Калужской области во время исследовательских экспедиций. 

Опираясь на этнографические материалы и письменные источники, реконструкцией перемышльского костюма занимается мастер Татьяна Ермакова, эту одежду тоже можно увидеть на выставке.

Татьяна САВКИНА.

Места: Калуга
Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.

Новости по теме