Спасение Спаса

14:44, 09 августа 2019

Как возрождали Спасо-Преображенский Воротынский женский монастырь.

Более 500 лет назад на холме, где, по преданию, во время Великого стояния на Угре жили ханские жены, а по другим сведениям, на месте бегства хана Ахмата, на средства князей Воротынских был заложен храм Преображения Господня, а затем основан и монастырь, который в простонародье получил название Спас на Угре.

Мужская обитель

– Изначально это был мужской монастырь, – рассказывает настоятельница Спасо-Преображенского Воротынского женского монастыря игуменья Анастасия (Мордмилович). – Первое письменное упоминание о монастыре относится к 1511 году в грамоте Московского князя Василия III, который владел этими землями к этому периоду. Строительство же Преображенского храма связывают именно с победным окончанием Великого стояния на Угре по шатровой архитектуре. Поскольку шатровые храмы строили чаще всего как храмы-памятники, один из них – это знаменитая церковь Вознесения в Коломенском, которая была построена в честь рождения будущего Ивана Грозного. Так что судя по архитектуре, вполне возможно, что и наш был построен как храм-памятник тому великому событию.

Одним из отцов-основателей монастыря считается ученик преподобного Тихона Калужского Никифор. Монастырь поддерживался вкладами князей Воротынских, Хитетовских, Стрешневых, Тургеневых.

Место это считалось почитаемым и намоленным.

Монастырский ансамбль

По описи 1763 г. в монастыре было три каменных строения: собор в честь Преображения Господня, храм в честь Введения в храм Пресвятой Богородицы и одна келья. Остальные постройки, в том числе и колокольня, были деревянными. Каменная колокольня возведена в конце XVIII в. К началу ХIХ в. кельи и стены монастыря были утрачены. К началу XX в. от обители осталось два храма древней постройки, которые были приходскими. Эти храмы – редкие образцы шатровой архитектуры. Собор в честь Преображения Господня был каменный, однопрестольный, теплый. Основной несущий объем собора – кубовидный двусветный четверик, на котором через невысокий восьмерик поставлен восьмигранный шатер. С востока к четверику примыкал трехчастный алтарь. Декор фасадов прост. Храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы с монастырской трапезной палатой и трехъярусной колокольней представляли собой единое неправильной четырехугольной формы двухэтажное здание. 

Небольшая прямоугольная в плане вытянутая в ширину двусветная часть храма занимала восточную его половину, завершали эту часть два небольших глухих шатра. Трапезная часть храма, как и монастырская трапезная  на первом этаже, – одностолпные. В отделке фасадов использовались лопатки, карнизы, декоративные кокошники.

Екатерининская реформа

Однако в годы правления императрицы Екатерины Великой монастырь попал в  жернова секуляризационной реформе 1764 года. Основной причиной секуляризации стало чрезмерное распространение свободных от налога земель, снижавших доходы казны. 

По донесению Святейшего Синода от 1(12) января 1762 года во всех епархиях Российской империи на тот момент насчитывалось 954 монастыря, в которых находилось 11 153 монашествующих. К 1762 году они владели вотчинами, к которым было приписано 

769 610 крепостных душ мужского пола. Правительство признало владение такими ресурсами не соответствующим назначению монашеских обителей. После секуляризационной реформы Синод постановил упразднить 418 монастырей. Из оставшихся монастырей 226 стали получать денежное содержание от государства. Оставшиеся 310 монастырей объявлялись выведенными за штат и должны были существовать на добровольные народные пожертвования. 

В результате реформы монастырь Спас на Угре запустел и был упразднен. Лишь храм Преображения Господня служил как приходская церковь до 30-х годов прошлого столетия.

В годы безверия

В 30-е гг. XX века оба храма были закрыты, а церковное имущество изъято. Тогда же было уничтожено существовавшее на территории монастыря древнее кладбище с уникальными надмогильными сооружениями, среди которых были плиты с надписями XVI в. 

– В годы Великой Отечественной войны на территории монастыря базировался полк асов-летчиков, который возглавляла Валентина Гризодубова, – рассказывает матушка Анастасия, – комната, где она жила, располагалась в Преображенском соборе, а в храме Введения в храм Пресвятой Богородицы была столовая летчиков. Позднее на территории монастыря, скорее всего, располагалась машинно-тракторная станция. Об этом свидетельствовал растесанный огромный въезд в подклет одного из храмов.

В 1960 году вышло постановление Совета Министров РСФСР «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР», согласно которому ансамбль Спасо-Преображенского Воротынского монастыря ставился на государственную охрану. Впрочем, это мало повлияло на общее состояние храмов. Здания продолжали ветшать. И до того времени, как были начаты восстановительные работы, от них остались практически одни руины.

Возрождение

– Впервые мы пришли на территорию тогда бывшего монастыря в 1999 году, – вспоминает настоятельница. – И ужаснулись. Оба храма находились в аварийном состоянии. В шатре Спасо-Преображенского собора были большая пробоина и трещины, также трещины были в углах четверика и в сводах алтаря и алтарных стенах. Введенский храм не имел кровли, в результате чего в трех углах трапезной своды совершенно разрушились и трещины пошли вниз. Сильно повреждена нижняя часть северной стены храма, в южной стене первого этажа в годы советской власти был пробит проезд для машин, который ослабил своды. Оба храма сильно вросли в землю, местами слой глины был больше метра. 

В 2000 году, когда развалины храмов Спасо-Преображенского Воротынского монастыря были переданы церкви во временное пользование, начались работы по возрождению древней обители. Хотя поначалу это были скорее работы по консервации объекта, потому что реальные восстановительные работы мы смогли начать только в 2005 году, когда правительство Российской Федерации передало монастырь в собственность Калужской епархии Русской Православной Церкви.

С первых дней, по словам матушки, на территории монастыря живут насельницы. Сначала они обитали в вагончике, потом это был деревянный дом. Затем общий ансамбль дополнили жилые пристройки. Работы по восстановлению вели архитекторы-реставраторы так, чтобы не нарушить изначальной концепции ансамбля.

Сегодня монастрыь полностью восстановлен. Закончена внутренняя и внешняя отделка, стены храмов снова украсили фрески. И посмотреть на восстановленную святыню, спасенную из небытия, едут тысячи паломников со всего православного мира.

– Теперь с Божией помощью надеемся организовать трапезную, чтобы принимать паломников, – говорит матушка Анастасия, – думаю, справимся. Здесь было сброшено ордынское иго. Место здесь благостное, потому и дела спорятся.

Ольга СМЫКОВА.

Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.

Новости по теме