В Калуге показали ненормативную пластику

10:58, 24 сентября 2019

 

Программа моноспектаклей прошла на фестивале «Старейшие театры России в Калуге» во второй раз

Фото: Татьяна Петрова.
Фото: Татьяна Петрова.

Это очень непростой жанр, когда артист выходит один на один с публикой. Он весь на виду, ему никуда не спрятаться, ну если только за тот образ, который он воплощает на маленькой сцене. Но зритель – на расстоянии вытянутой руки и зорко следит за каждым движением, за каждой интонацией. Перевоплотиться и поразить зрителя до мурашек по коже удалось в этот раз актеру театра ненормативной пластики из Санкт-Петербурга Сергею Азееву и актеру Литературного театра из того же Петербурга Олегу Попову.

«Сибирь»

Театр ненормативной пластики объединил выпускников Петербургской театральной академии в 2012 году. Основной принцип театра и его отличие от других – искать новое, творить языком пластики тела. И этот язык универсален, убежден режиссер театра Роман Каганович.  Пластика тела богаче слов, рождает чувственное восприятие и может быть куда образнее и художественнее, чем слова.

Однако в спектакле «Сибирь» слов немало. Да и как без них поставить спектакль-монолог? Но пластика и мимика играют и здесь главную роль, потому что без них не было бы веры произносимым со сцены словам.

Постановка режиссеров Романа Кагановича и Максима Пахомова – это исповедь больного старика, который к концу своей жизни оказался выброшен родными из дома и помещен в приют. Он вспоминает свою прожитую жизнь, Сибирь, где оказался во время войны лагерным пленником. Но ничто не идет в сравнение с его нынешним положением в приюте для стариков. Вот это и есть настоящая Сибирь, из которой уже не выбраться, как ни угрожай родным сыну и невестке лишить их наследства, как ни умоляй, обещая быть покорным и незаметным. Их приговор суровей, чем судейский, и обжалованию уже не подлежит. Смерть в одиночестве без права на помилование – это реальность, в которой оказываются старые и больные люди, ставшие ненужными своим домашним, раздражающие их и мешающие жить. Их можно выбросить как надоевшую вещь. А вся гуманность такого поступка заключается в том, что выбрасывают не на улицу, не на помойку, а во вполне респектабельные с виду социальные учреждения. Но человек на старости лет, оторванный от своего родного дома, от привычных ему вещей и любимых питомцев, обречен на гибель, как растение, безжалостно выкорчеванное из цветочного горшка. Такие случаи нередки и в нашей сегодняшней жизни, а потому пьеса Ф. Миттерера весьма актуальна.

Наша справка

Программа «Актер & коврик» всегда бывает очень насыщенной и не менее интересной и животрепещущей, чем программа самого фестиваля.

Напомню, первый показ моноспектаклей прошел в 2016 году в рамках VI Всероссийского фестиваля «Старейшие театры России в Калуге». В нем приняли участие моноспектакли из Александринского театра с народными артистами России Сергеем Паршиным и Николаем Мартоном, Калужского областного драматического театра с заслуженной артисткой России Надеждой Ефременко, Новокузнецкого драматического театра с Артуром Левченко, Московского театра «Эрмитаж» с заслуженной артисткой РФ Александрой Ислентьевой. И, наконец, зрители увидели тогда блестящую работу Евгения Стычкина в моноспектакле-исповеди «Кроткая» по повести Ф. М. Достоевского. Нынешние показы пополнили этот список достойными моноспектаклями, подтвердив состоятельность «Актера & коврика», который уже снискал любовь зрителей.

Сергею Азееву удалось настолько преобразиться в героя постановки, что временами зрителю казалось, что это вовсе не игра, и волна сочувствия и жалости вздымалась в сердце, и волна ненависти – к детям, безразличным и жестоким к своим родителям. Кто виноват? Почему так случилось? Мимикой лица, движением глаз, неимоверным пластическим рисунком тела актер отвечает на эти вопросы и рассказывает свою горькую историю.

В тесном зале на малой сцене яблоку негде было упасть, зрители следили за актером затаив дыхание, боясь пошевелиться. Так очаровали их и повергли в шок повествование и трагедия, воплощенная на сцене с большим мастерством всего лишь одним актером.

Александр Калягин, народный артист России, председатель Союза театральных деятелей:

- Организаторы фестиваля – отважные люди. Они не ограничились только подготовкой новой программы. В дни проведения форума прошел фестивль моноспектаклей «Актер & коврик». Программа очень насыщенная, и я уверен, каждому зрителю и участвующим в ней профессионалам будет что посмотреть и обсудить.

Надо сказать, что мастерство режиссеров и Сергея Азеева было высоко оценено и на трех фестивалях, в которых участвовал театр с этой постановкой. Спектакль стал победителем фестиваля MONOFEST, а также вошел в лонг-лист самых заметных спектаклей сезона 2017/18 г. Российской национальной театральной премии «Золотая маска». Сергей Азеев назван лучшим актером Международного фестиваля «Монокль» в Санкт-Петербурге.

«Одесские рассказы»

Бурю эмоций, но другого толка, нежели «Сибирь», вызвали рассказы Исаака Бабеля, некогда запрещенные в советское время. Кто хоть раз читал Бабеля, тот таки понимает, «за что речь». Актеру Олегу Попову, который сам и придумал этот спектакль, удалось передать нам неподражаемый одесский колорит начала XX века, обстановку и местный язык черноморского городка, которые воспеты в прозе Бабеля. Все это звучит современно и сегодня.

Рассказы о легендарном налетчике Бене Крике, его банде, шантажах, попойках, скромных еврейских предпринимателях, любви, крови и смертях написаны Бабелем виртуозно, с присущим ему юмором, не угасающим даже в трагических обстоятельствах. Олег Попов был идентичен и многолик, с легкостью перевоплощаясь с помощью нехитрых шляп и жилетов из одного персонажа в другие. Немало этому способствовали и умение быстро вертеться, танцевать, общаться с публикой в зале так, что создавалось впечатление, будто она присутствует при всех этих разборках, женитьбах и деловых встречах.

Олег Попов, что называется, сам себе режиссер, сам себе актер. Он покорил публику совершенно, захватив ее не только обаянием Одессы и мелодикой еврейского говора и музыки, эстетикой хасидских празднеств и танцев, но и собственным обаянием мастера разговорного жанра.

Александр Кривовичев, директор фестиваля, директор Калужского областного драматического театра:

- В далеком уже 2002 году Калужский драмтеатр на правах одного из старейших братьев в дружной театральной семье организовал тот профессиональный смотр.

Мы всегда стремились в нашем творческом общении понять, способны ли сегодня старейшие театры страны подавать пример высокого мастерства, традиционного качества, в то же время не отставая от современных веяний. И наш фестиваль раз за разом показывает, что наше творчество интересно зрителю, уважаемо в обществе!

Санкт-Петербургский Литературный театр Олега Попова – молодой, он открылся только в 2007 году, но уже имеет успех, покорив своими постановками Москву, Ригу, Архангельск, Тверь, Крым, Новосибирск, Брест, Копенгаген и вот теперь Калугу. Слово «литературный» в названии театра говорит о том, что постановки его о поэтах, писателях, их творчестве и жизни. Театр – лауреат V Международного фестиваля имени Федора Абрамова «Родниковое слово», обладатель гран-при Международного театрального фестиваля «Русская классика» в Лобне в 2019 году. Олег Попов – выпускник ЛГИТМИКа. Спектакль «Одесские рассказы» уже успел стать лауреатом нескольких театральных фестивалей в России и за рубежом.

Татьяна Петрова.

Места: Калуга
Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.

Новости по теме