Могучее, лихое племя…

10:22, 15 октября 2019

Портреты эпохи 1812 года рассказали о людях, одержавших победу над Наполеоном.

Центральный сюжет выставки «Такими они были» в доме Г. С. Батенькова - портреты и миниатюры участников Отечественной войны 1812 года, созданные художниками XIX века, известными и неизвестными их современникам. 

За каждым таким портретом – события, судьбы, личные истории и история России.

- Начало XIX века – время расцвета портретной живописи в России. Люди того времени, участники сражений, считали себя творцами истории и, конечно, стремились запечатлеть свой образ – это были военные и парадные портреты. Отечество защищали все сословия без исключения, они тоже хотели оставить потомкам память о своем участии в военных действиях – вслед за дворянами портреты начали заказывать и купцы, - рассказала директор музея Елена Левина.

Открывает выставку живописная работа неизвестного автора – портрет светлейшего князя Михаила Илларионовича Кутузова. 20 августа 1812 года он был назначен главнокомандующим русской армией, и это событие навечно спаяло его с войной против наполеоновской Франции. Его военная судьба связана и с нашим краем. После оставления Москвы русские войска совершили Тарутинский марш-маневр, и весь театр военных действий развивался уже на Калужской земле. В Тарутине расположился лагерь русского войска, а неподалеку, в деревне Леташевке , находилась штаб-квартира Кутузова. Михаил Илларионович успевал бывать во всех стратегически важных точках, участвовал в победном сражении при Малоярославце, которое стало началом гибели и бегства врагов. Другая его штаб-квартира находилась в имении А. Н. Гончарова в Полотняном Заводе, откуда полководец отправлял донесения императору Александру I о происходящих событиях.

В доме участника заграничных походов 1813 - 1814 гг. декабриста Г. С. Батенькова сегодня можно увидеть портреты героев Отечественной войны 1812 года – Степана Леонова, который прославился как спаситель трех монархов: Александра I, австрийского императора Франца I и прусского короля Фридриха-Вильгельма III, Петра Витгенштейна, чьей храбростью от неприятельских войск был спасен Петербург. В этой когорте и имя Александра Захарьина: выполняя воинский долг, он захватил под Вильно вражеские штандарты. Среди других представлена живописная работа неизвестного художника – портрет полковника Калужского пехотного полка, участника заграничных походов Михаила Каховского. В январе 1814 года русские силы вступили во французский город Туль. Офицеры обратили внимание, что на площади стояло пустое подножие памятника. Когда-то на этом месте возвышалась статуя короля Людовика XV. Во времена Французской революции она была снесена. Каховского возмутило отношение французов к своей истории, о чем он написал в дневнике, позднее эти записи увидели свет в журнале «Русский вестник».

На военном поприще отличились московские купцы-старообрядцы династии Шелапутиных, их портреты тоже на выставке. Во время похода Наполеона на Москву купец 1-й гильдии Прокопий Дмитриевич Шелапутин, служивший в должности городского головы, за заслуги перед Отечеством был возведен в потомственное дворянство. Его сын Дмитрий Прокопьевич находился в должности смотрителя Бронницкого училища, состоял членом общества испытателей природы при Московском университете, передал в его библиотеку книг на сумму 30 тысяч рублей. В дальнейшем он получил чин титулярного советника. 

Неотъемлемой частью экспозиции стали женские образы. Музейные витрины украсили миниатюры с портретами дам, которые оставили свой след в истории войны 1812 года. Одна из них – великая княжна Екатерина Павловна. Дочь императора Павла I была не только хороша собой, но и умна и рассудительна. Она стала участницей созыва народного ополчения. Стараниями великосветской дамы был организован Егерский батальон, принимавший участие во всех сражениях войны. В 1815 году она сопровождала императора Александра в Вену на общеевропейский дипломатический конгресс. Говорят, что «из кулуаров» великая княжна руководила переговорным процессом. Ее увидел французский художник и решил воплотить ее образ в акварели, которая сегодня представлена калужской публике. 

А вот неизвестный автор оставил нам в наследство портрет Прасковьи Михайловны Толстой – старшей дочери М.И. Кутузова. История рассказывает, что у фельдмаршала с дочерью были нежнейшие доверительные отношения и даже в моменты тяжелейших сражений он находил время написать ей письмо. Стараниями Прасковьи Толстой в селе Хрущево (Рязанской губернии) была возведена церковь Спаса Нерукотворного образа. В наши дни это памятник федерального значения.

Совместный проект осуществляют Калужский объединенный музей-заповедник и Музей-панорама «Бородинская битва».

Татьяна Савкина.

Места: Калуга
Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.