Дуэли взглядов, скрещения рук

16:08, 03 декабря 2019

Старинные гравюры «Шекспировской галереи» украсили  музей изобразительных искусств.

Этот проект посвящен 455-летию со дня рождения Уильяма Шекспира и Году театра. Экспозицию составили гравюры английских и немецких мастеров конца XVIII - начала XIX вв., жители Калуги их смогли увидеть впервые. Интересно оказалось прикоснуться к такой литературной истории. Каждая работа на выставке - сюжет из «Гамлета», «Ромео и Джульетты», «Двух веронцев», «Как вам это нравится»  – произведений из «Шекспировской галереи», изданной Джоном Бойделлом три столетия назад. Около каждого хочется стоять и пристально всматриваться, замечая все новые детали. Всюду здесь кипят страсти, всюду дуэли взглядов, скрещения рук… Четко проработаны облака, море, колонны дворцов, фактура ткани одежд героев, ее благородный блеск и даже самая маленькая складка на камзолах, струящихся платьях и ниспадающих накидках. Все эти гравюры дошли до нас сквозь карусель времен. Ощущение, будто ты оказался в мире старой доброй Англии, где еще витает дух Шекспира. Эти резцовые гравюры сделали искусные мастера прошлого – Джошуа Рейнольдс, Генрих Фюссли, Уильям Гамильтон, Ангелика Кауфман и другие. Без сомнения, была проделана большая работа, но результат очень эффектный.

- Эти работы ранее не выставлялись. Расцвет английской гравюры - XVIII - XIX века. Отличительная черта ее в том, что все листы выполнены в пунктирной манере, которую еще называют карандашной. Эту манеру разработал итальянец Франческо Бартолоцци, приглашенный в «Королевскую галерею» Лондона для того, чтобы перевести в гравюру рисунки, которые там хранились. Но надо обратить внимание на сам проект, он был уникален. Художник, издатель, гравер Джон Бойделл замыслил сформировать в Англии школу исторической живописи, потому что таковой в конце XVIII века не было. Замечательные анималисты и портретисты были, но исторической живописью они не занимались. Бойделл внес капитал, чтобы для школы выстроить здание. Предполагалось, что на первом этаже должны экспонироваться гравюры, а на втором – живописные полотна. Каждый, кто приходил, мог увидеть картину. И с нее же делалась гравюра. Это дорогостоящий заказ с привлечением самых лучших живописцев и граверов. Поскольку дело было затратным, оно не пошло. Многие картины были распроданы или утрачены, а вот гравюры остались. Они позволяют нам увидеть проект, посвящённый Шекспиру. Здесь представлен срез творчества писателя, как его ранние и зрелые работы, так и поздние, к таковым можно отнести «Зимнюю сказку», - сказала куратор выставки Марина Зверева. 

Наша справка

В XVIII веке писатель, поэт и драматург стал вновь популярен, после почти столетнего забвения интерес к нему возродился. В каждом театре показывали пьесы Шекспира. И по сей день они привлекают внимание экспрессией, накалом страстей и темами, которые всегда будут волновать человека. Что любопытно, пьесы иллюстрировались, к каждой заказывалось от одного до двух изображений. Трагедия считалась более значимой, к ней создавали три картины и соответственно три гравюры. А вот комедия как более легкий жанр получала одну живописную работу и одну гравюру. Кстати, в те времена режиссер мог по своему видению переделать пьесу, поэтому спектакль «Ромео и Джульетта» мог закончиться вполне счастливо. 

В экспозиции выделяется работа, которая написана в технике меццо-тинто, – портрет Сары Сиддонс, знаменитой английской актрисы, лучшей леди Макбет за весь период мирового театра. Сиддонс сыграла около пятнадцати ролей в шекспировских пьесах, в том числе и в «Гамлете». Эта английская гравюра появилась еще до создания бойделловской «Шекспировской галереи».

Вторая часть выставки - тоже шекспириана, но она создана немецким художником Морицем Ретчем. В экспозиции представлены контурные иллюстрации к трагедии «Гамлет».

Татьяна Савкина.

Места: Калуга
Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.

Новости по теме