«Пришли иные времена. Взошли иные имена»

00:00, 25 июня 2010
Реставрировать старое или игнорировать ретро-стиль?

Женя Лукашин из небезызвестной «Иронии судьбы» не перепутал бы свой дом с другим, если бы жил в 70-е годы в Калуге. Тогда у каждого типового жилого дома стандартной советской застройки была своя фирменная калужская «фишка». Собственно говоря, почему была? Она есть и сейчас. Хотя этой «фишкой» больше не дорожат, как прежде. «Пришли иные времена. Взошли иные имена», как говорил поэт.

А тогда, 40 лет назад, наши архитекторы–проектировщики очень хотели избежать однотипности в облике домов-инкубаторов. Вот и придумали на торцовых «рубашках» жилых домов выкладывать мозаичные панно. Да не абы что выкладывать, а орнаменты и узоры, корнями уходящие в старинные традиции русских мастеров. За основу взяли узоры тарусской вышивки.

И вот стояли такие своеобразно украшенные дома как игрушечки гостям города на зависть, жителям на загляденье. Сейчас, конечно, эти дома уже выглядят архаично, узоры вызывают добрую улыбку. Ретро всегда мило сердцу. Тем более что ничего нового, стильного, своеобразного, придуманного также своими архитекторами в облике Калуги не появилось. Сегодня город потерял стиль старого русского провинциального, он похож на сотни таких же российских. У него нет своего лица. И только вот эти панельные дома в центре города напоминают о том, что поиски своего фирменного стиля были. Эти узоры на паре десятков домов все еще бросают вызов стандарту, смотрясь как некая достопримечательность советского времени, периода построения коммунизма.

А что будет, если торцов с узорами не будет, если они исчезнут, их сотрут, заложат, пристроив к узорчатым торцам новые корпуса? Не смертельно. Но мы потеряем еще один «запах» времени, еще одно ретро-воспоминание, еще одну достопримечательность. Потеряется еще одна изюминка старого города, и город постепенно приобретёт новый стиль. Уже в облике провинциальной Калуги доминирует стандарт, воплощенный на улице Кирова, 1, под названием «Калуга. XXI век».

К чему, собственно, разговор? Давайте обсудим, трогает ли вас то, что торцы с мозаичными узорами закладывают кирпичом, пристраивая к ним дополнительные торгово-офисные помещения. Именно так это делается сейчас на улице Суворова, 142, так это было сделано чуть раньше на улице Ленина, 66. Напишите нам, что вы думаете по этому поводу. Может быть, это называется прогресс? Или все же пренебрежение к традициям?

С этими вопросами мы обратились и к людям известным и авторитетным.

Заслуженный строитель РСФСР, Почётный гражданин Калужской области, почётный строитель России, заслуженный строитель города Калуги, почётный член Союза архитекторов РФ Николай АЛМАЗОВ сразу же с удовольствием стал вспоминать и с головой окунулся в прошлое:

- Было это в конце 60-х годов. Тогда к нам впервые привезли эти панельные дома. Серия называлась 1-335. Это наиболее распространенная по всему бывшему СССР серия хрущёвок, тип многоквартирных пятиэтажек так называемой “облегченной” конструкции. Мы ее взяли в Ленинграде. Там в горпроекте был архитектор-конструктор Юзбашев. Поэтому серию калужских домов мы назвали «юзбашевской». Первые панели для таких домов мы выпустили сначала на куровском заводе, а потом на турынинском. В Калуге было построено более двадцати таких домов.

Все они были одинаковыми, и нам захотелось их как-то украсить. Некрасиво же иметь рядом ничем не отличающиеся друг от друга жилые дома. Стали придумывать, что делать. Архитектор Евгений Киреев начал рисовать орнаменты и плиточки под них приспосабливать. Это Евгений Иванович - автор орнаментов на серии домов 1-335. Он делал эту работу, чтобы у каждого дома появилась своя особенность. Орнамент в русском стиле очень подошел в качестве украшения.

Сегодня смотришь и видишь: как-то простовато это. Ведь сейчас появились новые широкие возможности для украшения домов. А тогда, в 70-е, мы строили дома из того, что было. Возможности были скудные. Стоимость одного квадратного метра в Калуге была 220 рублей, а мы никогда не расходовали столько. У нас максимум уходило 190, потому что не хватало качественного материала для отделки.

Сегодня есть солидные возможности, много разновидностей кирпичей: и облегченные, и облицовочные, и плитка всевозможная. Большой выбор для отделки домов. Я не знаю, из каких соображений исходили городские власти, разрешая пристроить к торцу жилого дома № 142 на Суворова еще какое-то здание. Беда в том, что в городе нет главного архитектора, так что предъявить кому-то претензию и спросить, почему это сделано, не у кого. Городские власти, не ставя в известность областной архитектурный совет, сами решили. Но, с другой стороны, вреда от этой пристройки нет.

Это было мнение строителя, под его руководством возведено множество объектов жилищного и социально-бытового назначения, школы, больницы, поликлиники, кинотеатры и ряд других объектов. Восстанавливались в свое время даже корпуса памятника архитектуры — Гостиных рядов. Введено в эксплуатацию более 200 тыс. кв. метров жилья. А что бы сказал автор проекта Евгений Киреев, будь он сегодня жив?

А вот заслуженный работник культуры, сотрудник областного краеведческого музея Галина Роянова, отвечая на наш вопрос, является ли трагедией то, что мы утрачиваем фирменный городской стиль, закрывая торцы домов с узорами кирпичной кладкой новых зданий, стала искать разумный компромисс:

- Пускай новые хозяева перенесут старый орнамент, который из-за них утрачивается, на фасад своего нового здания, то есть на фасад пристройки. Это хоть как-то спасет ситуацию. Если мы говорим о бренде Калуги, о каких-то ее особенностях, то, естественно, рисунок должен быть сохранен. Нужно его просто продублировать на новостройке - и всё.

Это будет утрата стиля города, если пропадет еще один торец с оригинальным узором. Я считаю, что узоры необходимо сохранять, и если нужно реставрировать дома, приводить в надлежащее состояние. На мой взгляд, это украшение более интеллигентное, более интеллектуальное, нежели в Боровске, где художник вручную разрисовывает фасады домов.

Тем более что наш вариант украшения исторически выверен. Те, кто приезжает в город впервые, обязательно обращают внимание на орнаменты на домах. Этот же орнамент, основу которого составляет калужская цветная перевить, есть и на въездном знаке на границе Калужской области.

Александр Днепровский, автор книги «Зодчество Калужского края с древности до наших дней», почетный архитектор России, член центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, действительный член Российского географического общества, близко к сердцу принял обсуждаемую тему. Оказалось, что этот вопрос его самого волнует:

- Я считаю, то, что сейчас происходит с домом 142, это полное нежелание считаться с тем, что было сделано в Калуге 30-35 лет назад высочайшими профессионалами, которые думали о том, как придать Калуге фирменный, неповторимый стиль. Причем это уже не первый случай. Был очень красивый торец на доме 66 по улице Ленина, выложенный фигурной кирпичной кладкой. Это традиция великого архитектора Баженова. К сожалению, без всякого широкого обсуждения, без учета общественного мнения или мнения специалистов к торцу была пристроена башня, где теперь располагается пивная, хотя торец с орнаментом очень украшал этот скучнейший дом и часть ничем не примечательной улицы.

А ведь в 60-70-е годы калужские архитекторы прилагали большие усилия, чтобы уйти от жуткого однообразия типовых домов. Каких трудов стоило внедрить эту художественную отделку бетонных панелей! И тем не менее узоры на домах появились на самых видных местах. А теперь, спустя 30 лет, забыто всё, чем мы гордились. Я сам лично привозил в Калугу московских архитекторов, чтобы они увидели нашу придумку. И столичные профессионалы восхищались, изумлялись, как это мы добились такого! Они высоко оценивали фантазию, технику и мастерство исполнения работы.

Уйти от стандарта в оформлении «хрущёвок» пытались тогда многие, попытки предпринимали по всей России. Но удалось только нам. В Калуге это получилось благодаря настойчивости архитекторов Перминова, Киреева, я тоже принимал участие в этой работе. Потом подключился Гражданпроект. Целые мастерские в Калуге работали над украшением фасадов. Горисполком поддерживал эти работы. В итоге мы ушли от однотипности.

Как горько сейчас видеть, что застраивается торец дома, который лично оформлял Евгений Киреев, гордившийся тем, что его работа украшает центр Калуги. То, что сейчас делается, считаю безобразием. Я член пяти советов: градостроительного, архитектурного при губернаторе, при министерстве культуры, Совета старейшин при городской управе, по перемене названий улиц. Но никто не выносил на советы этот вопрос. Иначе бы я протестовал всеми фибрами души, всеми возможными аргументами. Губернатор на последнем

архсовете говорил, что будет бороться с точечной застройкой. А на улице Суворова и есть тот самый случай, когда надо бороться.

Увы, дом уже практически застроен. Никто его ломать не будет. Остается констатировать появление новой башенки и утрату фирменной достопримечательности советского времени на торце дома. А может быть, мы зря гоним волну? Может быть, есть другие аргументы? Или просто будем ждать, когда все торцы застроят пивными?

Капитолина КОРОБОВА.
Поделиться с друзьями:

Комментарии

Даниель 26.06.2010 12:44:21

Отличная статья,спасибо автору за актуальную тему,но вопрос надо ставить шире-о сохранении архитектурного наследия старинного русского города

Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.