От земств - к муниципалитетам

00:00, 10 сентября 2005

Начало становления местного самоуправления в Российской Федерации принято отсчитывать от дня принятия российской конституции, то есть от 12 декабря 1993 года. Однако реальное воплощение этих конституционных положений началось только с 1995 года, когда 28 августа президент Ельцин подписал Закон « О местном самоуправлении в Российской федерации».

Таким образом, недавно исполнилось десять лет, как в новой России начали развиваться институты действительно народной демократии. На федеральном уровне формировались основы, а на региональном уровне эти основы развивались в части становления территориальной организации местного самоуправления, создания структур органов местного самоуправления и определения, по сути, компетенции местного самоуправления в среде общего государственного устройства Российской Федерации.

Однако было неверным и исторически недостоверным говорить, что местное самоуправление в России введено только сейчас. Наша страна еще в девятнадцатом веке довольно успешно двигалась в этом направлении.

Земская реформа 1864 года, вводившая земское самоуправление, явилась, по сути, колоссальным шагом вперед в европеизации страны.

1 января 1864 г. был утвержден закон о земском самоуправлении. Оно учреждалось для руководства хозяйственными делами: строительством и содержанием местных дорог, школ, больниц, богаделен, для организации продовольственной помощи населению в неурожайные годы, для агрономической помощи и сбора статистических сведений.

Распорядительными органами земства были губернские и уездные земские собрания, а исполнительными - уездные и губернские земские управы. Для выполнения своих задач земства получили право облагать население особым сбором.

Выборы земских органов проводились раз в три года. В каждом уезде для выборов гласных (депутатов) уездного земского собрания создавалось три избирательных съезда. В первом съезде участвовали землевладельцы, независимо от сословия имевшие не менее 200-800 десятин земли (земельный ценз по разным уездам был неодинаков). Второй съезд включал в себя городских собственников с определенным имущественным цензом. На третий, крестьянский, съезд съезжались выборные от волостных сходов. Каждый из съездов избирал определенное число гласных. Уездные земские собрания избирали гласных губернского земства.

Земства сыграли большую положительную роль в улучшении жизни русской деревни, в развитии просвещения. Вскоре после их создания Россия покрылась сетью земских школ и больниц.

К 1877 году земства создали десять тысяч, а к 1913 году - свыше сорока тысяч начальных школ. Доля ассигнований на школьное дело в земском бюджете выросла за это время с 14,5 до 30 процентов (примечательно, что государство выделяло на нужды образования около 2 процентов своего бюджета). Земствами организовывались также библиотеки, читальни, семинарии для учителей. Именно из рук земств патриархальная, полусредневековая российская деревня получила многие начала цивилизации. В 1864 году правительство передало земствам 351 больницу на 11,5 тысячи больных, а к 1910 году в ведении земств состояло около 2000 больниц на 42 тысячи больных. В 1870 году в России было 613 земских врачей, а в 1910 году около четырех тысяч. Большинство больниц оказывало услуги бесплатно. Земским самоуправлением учреждались аптеки, акушерские и фельдшерские курсы. Были побеждены многие эпидемии. Во многом благодаря земской медицине смертность в России неуклонно снижалась: в 1867 году умирало 37 человек из тысячи, в 1917 году - 27.

Несмотря на очевидный прогресс в развитии земского движения, в России его участь весьма печальна. После революции декретом советского правительства земства были ликвидированы.

Исторический опыт земства актуален и сегодня. Президент Владимир Путин неоднократно подчёркивал необходимость учитывать опыт земств при подготовке реформы органов местного самоуправления. В октябре 2003 года им был подписан принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Этот закон полностью вступит в силу с 1 января 2006 года. Будем надеяться, что новые органы местного самоуправления не станут, по выражению В.И. Ленина, «пятым колесом в телеге» государственного управления, а, напротив, займут достойное место в процессе развития демократического института местного самоуправления.

Петр КАРПОВ
Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.