Говорящее послание потомкам

10:03, 21 января 2020

О чём способны поведать деревянные кружева.

В декабре прошлого года в Калуге прошли областные крае-ведческие Чтения памяти А.М. Юдина. Они стали 25-ми по счету. Шестиклассница Варвара Ефимова из Боровска представила оригинальный доклад, посвященный деревянным наличникам. Жюри отметило абсолютное владение материалом, замечательную наглядность, важность поставленной проблемы сохранения традиций народного быта. Варвара самостоятельно исследовала и выявила дома с сохранившимися узорными наличниками, на основе изученного теоретического материала провела классификацию наличников по типу. Особого внимания заслуживает авторская позиция: привлечение интереса общественности к сохранению деревянных кружев как части истории, а вместе с этим – особенного и неповторимого облика города. Юная исследовательница использовала разнообразные методы: беседы с владельцами домов, со специалистами, установила резчика, делавшего наличники.

С удовольствием представляем краеведческую работу Варвары Ефимовой, подготовленную под руководством педагога-организатора, руководителя краеведческого кружка школы №1 Боровска Ольги Коваль.

Она открывает удивительный мир и, быть может, кого-то побудит осмотреться вокруг, изучить красивый и своеобразный язык деревянных кружев.

У каждого дома своё лицо

Минувшим летом мне предложили участвовать в проекте «Создание нескучного аудиогида «Юный взгляд на старинный город». Гуляя по улицам Боровска, я обратила внимание на красоту, которую раньше не замечала, – деревянные наличники. Боровск известен тем, что смог максимально сохраниться как уникальный, органичный и цельный, провинциальный городок XIX века центральной части России. Особые чувства вызывает его старая часть, где нет безликих, похожих друг на друга домов, расставленных, как коробочки. Шагая по улице, невольно ищешь в них отличительные черты. Многие дома, построенные в XVIII–XIX веках, сохранились на улице Ленина до сих пор. Так, например, дом Большакова, в котором, по преданию, останавливался сам Наполеон, дом купцов Меренковых, Шокиных, который за изумительную резьбу признан самым красивым в городе. Примечательна своей историей улица Коммунистическая (ранее Молчановская). Это основной въезд в город. Мне больше всего нравится гулять по Калужской, потому что это одна из самых старых улиц. К сожалению, старые дома ветшают, и, как следствие, их ждет снос, в лучшем случае - капитальный ремонт.

Я задумалась над тем, что ждет мой город через несколько десятилетий, а может, и лет. Со старинными наличниками мы потеряем часть своей истории.

Каждый дом имеет своё лицо. Наличники – самая «говорящая» его часть. По ним можно определить, насколько мастеровитым был хозяин, как он понимал красоту, чем занимался. Они говорят об устоях всего русского народа, его верованиях, это можно прочесть и по узору на сорочках или рушниках. Сейчас понять смысл этих рисунков могут только люди, глубоко знающие народное творчество.

По моему мнению, наличники на окнах боровских домов смогут рассказать нечто большее о горожанах, их быте и воззрениях, чем мы думаем. Их изучение может привести к интересным открытиям и выводам. Это часть культурного наследия моей малой родины. Я предприняла попытку познакомиться с основными видами наличников, собрать информацию о них, тем более что боровские окна никто серьезно не изучал.

Как появились наличники

С давних времен на Руси наши предки «очеловечивали» избу, считали ее живой. Фасад – переднюю часть – еще называли лицом. Планки на крыше, образующие угол, назывались причелины (от слова «чело» – лоб), световые отверстия – окна (от старого «око» – глаз), выступ над окнами – лобная доска, украшения вокруг окон – наличники. Еще украшали подзор (карниз, отделяющий сруб избы от чердака) и конек (верхнее горизонтальное ребро скатной крыши).

Время возникновения наличников на окнах можно отнести к заполнению оконного проема стеклом или слюдой. Это вызвало необходимость создания рамочной конструкции. Первоначально рамы были глухими, потом одну часть рамы делали подвижной, а ко второй половине XIX в. стали применять двухстворчатые распашные рамы, что дало возможность увеличения оконного проема вверх. Он приобрел прямоугольную форму. Тяжелые косяки и колоды заменялись легкими оконными коробками. Места стыка коробки и бревенчатой стены прикрывали накладными досками – наличниками.

Примерно 150 лет назад появилась и быстро распространилась прорезная резьба (сквозная, пропильная). Она была относительно проста и создавала эффект воздушности, игры света и тени, сопряженных и накладных деталей.

Окно окну рознь

Наличник – декоративное обрамление оконного проема. Он состоит обычно из фронтона, двух вертикальных тяг (колонок или полуколонок) и подоконной части; часто украшается резьбой (особенно в деревянной архитектуре).

Е.Н. Бубнов в своей книге «Русское деревянное зодчество Урала» (М., 1988) предлагает следующее деление наличников на группы:

  • •1 тип. Наиболее древний. Наличник представлен только очельем – доской, прикрывающей осадочный паз между верхним бруском окна (притолокой) и бревном стены.
  • •2 тип. Развитые наличники, охватывающие оконный проем со всех сторон всеми своими частями. Верхняя часть сделана в виде фронтона – целого или разделённого (раскрепованного).
  • •3 тип. Наличники с развитыми составными элементами, верхняя часть которых завершается четким горизонтальным карнизом с высокой подкарнизной доской – фризом. Фриз – декоративный элемент в виде сплошной горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения: стены, пола и т.д. Карниз может быть как горизонтальным, так и изогнутым.
  • •4 тип. Более развитый наличник, пышная резьба которого не помещается на фризе и выходит на верх горизонтального карниза, образуя гребешок. Нагруженные резьбой такие карнизы, как правило, имеют кронштейны-поддержки, простые, чаще изогнутые, декоративные.
  • •5 тип. Самобытные наличники, не связанные с установившейся системой оформления оконного проема.

Уходящее искусство

Наличники можно также разделить на виды по резьбе. Несмотря на огромное разнообразие узоров, выделяются отдельные повторяющиеся образы. Самое интересное, что их можно найти и в русской народной вышивке. Полотенца и рубахи, подготовленные для рождения ребенка, свадьбы или похорон, имели для наших предков огромное значение и были частью ритуалов.

Всего в ходе исследования я сфотографировала и рассмотрела 152 наличника. В основном эти дома находятся на улицах Ленина, Володарского, Калужской, они самые старые и длинные в городе. Проанализировав полученный материал, я поняла, что в Боровске представлены все четыре типа наличников выделенной классификации. Есть наличники, которые нельзя назвать уникальными, есть повторяющиеся. Из рассмотренных мной 152 наличников я выделила 50, не повторяющихся нигде. Оценив идентичные, предположила, что они изготовлены рукой одного мастера. Мое предположение подтвердилось. Работы мастера Николая Ильичева были изготовлены вручную для жителей улицы Калужской там же, во дворе дома №108. Это было в 70-е годы прошлого века.

Наличники исчезают. Причин много. Именно наличник принимает на себя удары природных сил – дождь, снег, ветер, промерзание ночью и оттаивание на солнце и т.д. В связи с расширением оконных проемов старые наличники просто снимались и не всегда заменялись новыми. Они становятся не нужны, люди не видят в них культурной ценности (читать символы на наличниках они разучились и не верят в их силу). Новодел не всегда несет смысловую нагрузку. В связи с распространением сайдинга и пластиковых окон резные наличники вообще в скором времени исчезнут.

В наличниках наблюдается явное преобладание солярных символов, земли, воды, плодородия, оберегов урожая и защиты от огня, злых духов и лилий. Это связано с тем, что исторически Боровск – купеческий город, где выращивали и продавали овощи (рощинский лук, морковь, огурцы). Примерно 50 процентов домов или не имеют наличников, или же они выполнены из частей готовых форм, изготовленных на производстве. Это потому, что в городе нет мастеров, занимающихся изготовлением наличников по старинным канонам.

Обобщив все полученные данные, я пришла к выводу, что старые наличники являются частью культурного наследия наших предков - посланием потомкам. Их нужно бережно сохранять и реставрировать. Тех жителей, кто сохранил наличники, которые выглядят единым и законченным целым в облике города, нужно награждать особой табличкой «Дому повезло с хозяином». Работу над проектом я планирую продолжить.

Ленина, 15

Тип 5. Вид резьбы – сквозная пропильная. Используемые элементы: на фризовой доске объемные ромбы, символизирующие поле, ниже - знаки воды, далее - символы засеянного поля в разных интерпретациях под знаком Велеса; на боковинах символы засеянного поля, завершенные птичьими лапками; подзор не видно, он закрыт балконом, украшенным розеткой с восьмиконечной звездой и символами Велеса над ними, по низу балкона объемные символы поля.

Калужская, 88

Тип 2. Вид резьбы – сквозная пропильная. Используемые элементы: в центре фронтона определяется символ засеянного поля в окружении оберегов, по-моему, это ящеры. На боковинах несколько раз повторяется двенадцатиконечный крест, защищающий от внешних воздействий и нечисти, с водными знаками; в центре подзора - солярный символ, оберегаемый двенадцатиконечным крестом в обрамлении цветочного орнамента.

Калужская, 92

Тип 4. Вид резьбы – сквозная пропильная с элементами глухой. Используемые элементы: на навершии наличника изображена стилизованная лилия, по краям - фигурки берегинь; на фризовой доске символы лилий; уши выполнены в виде ужей (змейки считались защитниками жилья). На боковинах солярные символы. Карнизы поддержки украшены символами засеянного поля и птичьими лапками; подзор - лилиями, символами плодородия и зарождения жизни.

Урицкого, 8

Тип 3. Вид резьбы – сквозная пропильная с элементами глухой резьбы. Используемые элементы: элементы под карнизом символизируют грудь питающей землю богини плодородия; боковины выполнены в виде массивных балясин, содержащих символы засеянного поля, сверху и снизу нанесены видоизмененные лилии; на подзоре знаки воды. Смею предположить, что данный наличник старше своего фасадного «брата» не на один десяток лет.

Коммунистическая, 81

Тип 4. Развитый наличник с составными элементами, верхняя часть которых завершается четким прямым карнизом. Подкарнизная доска отсутствует, но увеличена часть над карнизом. Вид резьбы – сквозная пропильная. Используемые элементы: навершие карниза с современным мотивом (человечки) увенчано засеянным полем, оберегаемым слонами (такого символа я не встречала); уши в виде огнедышащих драконов – оберег от молний. На боковинах волюты, которые я интерпретирую как змеиный мотив, обрамленные растительным орнаментом (напоминающим знаки воды), завершенные символами хлябей; серьги фризовой доски имеют символы, похожие на гусиные лапки. На подзоре лилии – символ зарождения жизни.

Калужская, 42

Тип 5. Самобытный наличник, украшения которого выполнены из просеченного металла. Используемые элементы: в центре навершия карниза композиция в виде кокарды, увенчанной пятиконечной звездой. По периметру всего наличника ажурные металлические кружева растительного орнамента; лишь сверху и снизу боковин расположены солярные символы. По периметру встречаются вырезанные из металла тюльпаны.

Володарского, 44

Тип 4. Имеются кронштейны-поддержки. Вид резьбы – смешанный (сквозная пропильная резьба с вкрапленными элементами рельефной резьбы). Используемые элементы: на навершии, скорее всего, очень стилизованная берегиня; на фризовой доске солярный символ; в центре подзора определяется знак Велеса (V) – покровителя всей дикой и домашней живности; узор ушей похож на змеиный.

Места: Калуга
Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.

Новости по теме