В зрительном зале - будущее

00:00, 23 сентября 2005

«Очень простая история» в Калужском ТЮЗе. Сначала ничего непонятно. На сцене - нечто, никак не похожее на человеческое жильё. Какие-то огороженные закутки, в которых стоят... люди ли? Разговаривают по-людски... Но уже скоро по некоторым репликам начинаешь догадываться, что это домашние животные, олицетворяющие... нет, не людей, а некоторые черты человеческого миропонимания и - главное - взгляд на человеческие деяния со стороны. Нет, они не судят никого своими комментариями, а лишь подчёркивают основное в бытии - ценность жизни как таковой, прелесть её разумного и нравственного содержания.

А драма разыгрывается между людьми, поставленными событиями как бы друг против друга. Две семьи: одна, глава которой сумел выстоять в грозных круговертях судьбы, другая - не выдержавшая крутых поворотов её. Пьеса и спектакль (автор М.Ладо, режиссёры-постановщики и оформители А. Зубков и О.Нагорничных, гости из Ярославля, главный режиссёр ТЮЗа М. Визгов) не устраивают социальной разборки политических и экономических причин ситуации, а анализируют лишь нравственные стороны происшедшего.

Произошло же следующее. Девушка из семьи, крепко стоящей на ногах благодаря труду родителей, и парень из семьи ниже так называемого «уровня бедности» полюбили друг друга. Девушка забеременела... Тут надо отметить: далеко не все считают педагогичным касаться этой темы в публичном зрелище, особенно в театре юного зрителя. Но ведь нынешние мальчики и девочки давно знают, что детей не находят в капусте. Да и сама эта тема в спектакле подана весьма целомудренно и высоконравственно - рождается новая жизнь! И именно это - рождение новой жизни и естественная необходимость сберечь, сохранить её - является стержнем всего спектакля, его сюжетом, его идеей, его целью.

Вряд ли стоит пересказывать содержание спектакля: спектакль - самостоятельный вид искусства, и изложение его может породить рассказ, повесть, но это совсем другой жанр. Спектакль надо смотреть в театре. В данном случае могу добавить, что зрители, как юные, так и искушённые, посмотревшие спектакль, отмечали его именно сценические достоинства - от оформления до режиссуры и игры актёров.

Ну, насчёт режиссуры - понятно: приглашённые из Ярославля режиссёры-постановщики не посрамили славы и чести мастеров родины российского театра. Само оформление сцены как раз тем, что поначалу сбивает с толку, - что это за сооружение? - вводит зрителя в некое как бы обобщённое в деталях жильё живых существ, помогая чувствовать главную идею зрелища: самоценность жизни, где бы она ни протекала - на скотном ли дворе, в крестьянской ли избе. Точны мизансцены: внимание зрителя на протяжении всего спектакля привлекается к действию, выражающему главное в эпизоде.

Что же касается актёров... Ещё с прежних времён, когда Калужский ТЮЗ существовал как «народный театр», считалось, что его артисты - только любители, хотя с самого начала большинство из них работали на сцене достойно, а часто и профессионально. Ныне же труппа в основном уже доказала свой профессионализм.

Взять хотя бы актрису Яну Юхину. Роль ей досталась отнюдь не выигрышная - всего-навсего Коровы. И слов мало, да и пространство её бытия на сцене серьёзно ограничено - стойло и шаг-другой около него. Но актриса так живёт происходящим на сцене, что кажется, когда говорят и действуют другие, посмотри на неё - и вся суть события станет ясной. Казалось бы, куда как малосимпатичная роль Свиньи досталась Евгении Гравит. Но актриса (конечно же, с помощью режиссёра, что отнюдь не исключает дарования исполнительницы) обаянием, яркостью и духовной чистотой своей героини делает её, бесспорно, достойной того немалого значения в драме, каким наделил её автор. Маргарита Четверикова в роли Лошади убедительно вносит в действие мудрость долго жившего и много видевшего существа. Примечателен Петух в исполнении Кирилла Ланцева. Многих знакомых зрителям самовлюблённых пустозвонов (впрочем, с доброй душою) с задорным юмором вывел он на сцену. Трогательную любовь и преданность к окружающим показал Анатолий Сотсков своей ролью Собаки...

Добротно сыграла и часть труппы, получившая роли, суть которых не в аллегории человеческих характеров, а в раскрытии душевных качеств людей, так сказать, «в натуре». Александр Терехов в роли Хозяина показал широкий горизонт человеческой натуры. Да, есть в этом герое и характерная слепая ограниченность состоятельного хозяина, но живёт в нем и способность преодолеть эту ограниченность. А в роли Соседа Иван Ерохин избежал соблазна фельетонно осмеять опустившегося алкаша. Он показывает глубокую трагедию слабоволия человека, в конце концов сознающего свою гибельность - и не только для себя самого! Так не исполнением ли собственного приговора является его гибель? Даша (Евгения Одинцова) и Алексей (Станислав Горталов) убедительно разыгрывают сложную комбинацию любви разных, а подчас противоположных девушки и юноши. В их поведении видно и то, как они росли, и то, какими они станут после пережитого. Достоверно раскрыла «долюшку женскую» Хозяйки Екатерина Сёмина...

- А недостатки?! - слышу, как гневно восклицает придирчивый читатель.

Есть. Но говорить о них не хочется, помня праздник, подаренный театром. Юные артисты искренностью и ответственной открытостью покорили и юных зрителей (как чутко смотрели и слушали они, точно реагируя на всё происходящее!), и тех, кто помнит историю этого театра, любит театр, знает театр и признается, что давно не испытывал такого наслаждения и в известных «взрослых» театрах. А ведь главное в искусстве - успех. Успех у тех, для кого и работают мастера культуры.

В данном случае это особенно важно и ответственно, ибо речь идёт о театре, где в зрительном зале - наше будущее.

Олег БУШКО
Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.