Шла война, и шли спектакли…

10:29, 15 мая 2020

Калужский театр, год 1941-й и последующие.

Среди документов Государственного архива Калужской области, которые принадлежали народным и заслуженным артистам, деятелям искусств и ныне образуют отдельный фонд ФР-3483, мне встретилась статья за подписью «А. Матов». Время не сохранило ни названия газеты, ни даты ее выхода. В ней шла речь о спектакле, который давали на фронте артисты Калужского драматического театра. Впрочем, чем пересказывать, приведу выдержки из нее.

Прямо в блиндаже

«Тесный блиндаж заменил артистическую комнату. Несколько автомашин с откинутыми бортами, поставленными рядом, были сценической площадкой. На этой импровизированной сцене вблизи от переднего края артисты Калужского театра показывали бойцам монтаж пьесы К. Симонова «Парень из нашего города». В разгар представления раздался громкий голос: 

– Воздух! 

Артисты, прервав спектакль, в костюмах и гриме сошли вниз. Кто-то из бойцов пошутил:

– Десятиминутный антракт для удаления из театра непрошеных гостей! < ... >

Немецкие стервятники, напоровшись на сильный заградительный огонь, повернули в сторону и быстро скрылись < ... >

После спектакля состоялся концерт. Галина Бурик пела «Синий платочек», и ее чистый молодой голос звучал особенно проникновенно. Евгения Орлова исполнила «Испанский танец». Артист Смирнов читал отрывок из художественного произведения. Когда закончился концерт, фронтовики тепло поблагодарили артистов…»

Быть может, это тот самый концерт, о котором идет речь в справке, выданной директором Калужского городского театра А. Августовым упомянутой выше Галине Бурик, «что она 4 сентября выступала с бригадой театра в действующей армии для обслуживания частей РККА, что подписью и приложением печати удостоверяется». Ей было чуть больше двадцати лет. Кроме Бурик, которая в 1938 году сдала экзамены и поступила на театральные курсы при городском драматическом театре, а в 1940-м окончила их с отличием и была зачислена актрисой в труппу театра, во фронтовой бригаде были А. Азаров, Н. Топорнина, Е. Сокольская, Ф. Дембицкая, Е. Орлов, Д. Дросси. Вместе с ними во фронтовую бригаду, по воспоминаниям Галины Бурик, входили В. Никитина, А. Вольская, А. Ястребова, В. Полюхов, Д. Фролов. На сохранившейся в архивных фондах фотографии артист Фролов запечатлен в образе одного из сыгранных им на сцене героев, а на обороте снимка надпись: «Погиб на фронте».

В своей книге о калужском театре Кирилл Бедлинский писал, что, вернувшись из поездки на фронт, театр подготовил пьесу о борьбе с нацизмом «Продолжение следует» Александра Бруштейна. «Но поднять занавес в театре уже не пришлось. Ежедневные бомбардировки Калуги не позволяли ставить спектакли. Они объявлялись и… отменялись».

9 октября 1941 года основная труппа артистов театра эвакуируется из Калуги, многие актеры-мужчины ушли в народное ополчение. Они тогда еще не знали, что через несколько месяцев здание их любимого театра будет разрушено, уничтожено. Но только здание. Дух театра, театральной жизни останется и возродится.

В довоенные годы Калужский театр располагался там, где теперь памятник К.Э. Циолковскому, практически на его месте. С 1910 года эта площадь называлась Театральной. Фасадом здание было обращено на Садовую улицу (ныне Кирова). Театр менял архитектурный облик, но не местоположение. Во время боев за Калугу здание было, как уже говорилось, полностью разрушено. С 1957 года Театральная площадь стала называться сквером Мира.

По страницам документов и газет

Обратимся к документам. Некоторые весьма любопытны. Например, протокол № 22 заседания исполкома Калужского горсовета от 20 мая 1942 года. Немецкая оккупация уже позади… В этот день среди прочего слушался вопрос о городском театре. В повестке дня он стоял девятым пунктом. Но – слово документу:

«Ввиду того, что здание Калужского городского театра полностью уничтожено фашистскими извергами, а культурные потребности населения города постоянно требуют возобновления деятельности Калужского театра, и принимая во внимание, что в г. Калуге нет других зданий, кроме занятого железнодорожным клубом им. Андреева, и что самодеятельность рабочих и служащих возможно перевести в другие здания, исполком Калужского горсовета депутатов трудящихся решил:

1. Просить Тульский областной исполнительный комитет поставить перед правительством вопрос о временной передаче здания клуба им. Андреева под городской театр.

2. Просить комитет по делам искусств по Тульской области подобрать труппу актеров для Калужского гортеатра».

Калуга тогда, напомним, относилась к Тульской области. Судя по всему, труппа тогда собрана не была, да и с помещением вышла заминка, потому что позже в своей автобиографии Галина Антоновна Бурик напишет: «В 1943-м, в марте, вернулась в Калугу для работы в театре, но так как помещение для театра было не готово, я уехала в г. Тулу и там работала в филармонии в хоре и фронтовой бригаде по обслуживанию Западного (Центрального) фронта». Эта автобиография хранится среди документов архивного фонда ФР-3483. 

Тем не менее в годы войны Калуга не оставалась без спектаклей. Что шло на театральных подмостках, нам поможет узнать газета «Коммуна». В 1943 году в нашем городе работал Курский драматический театр. В одной из заметок за май названы некоторые спектакли: «Русские люди» по пьесе Константина Симонова, «Нашествие» Леонида Леонова, «Без вины виноватые» Александра Островского. Газета отмечает «успешное проведение военно-шефской работы – за последнее время коллективом театра дано более 250 концертов для воинских организаций». Кстати, комитетом по делам искусств именно в Калуге было вынесено решение перевести Курский драматический театр в высшую (вторую) категорию. Директор Курского драматического театра 

С. Козлова в заметке «Коллектив театра – фронту» 21 февраля 1943 года пишет: «За время нашего пребывания в Калуге мы дали 40 спектаклей и концертов для бойцов и командиров Красной армии. Свыше 15 концертов проведено для работников железнодорожного транспорта. В дни славной годовщины мы направляем на фронт специальную художественную бригаду для обслуживания бойцов и командиров, находящихся на передовых позициях, где будет показана премьера – пьеса Леонида Леонова «Нашествие».

Стоит сказать, что чуть раньше, 3 февраля, в газете появилась заметка режиссера курского театра Г. Назарковского, в которой говорилось, что его коллектив с большим патриотическим подъемом провел сбор средств на строительство авиасоединения «Тула». Было внесено наличными 35 тысяч рублей. 30 мая того же года «Коммуна» сообщала, что 3 июня в клубе им. Андреева начнет свои спектакли Тульский областной театр юного зрителя. Он покажет весь свой репертуар и для детей, и для взрослых: «Тот, кого искали» Александра Раскина и Мориса Слободского, «Слуга двух господ» Карло Гольдони, «На заре туманной юности» Николая Шестакова и другие пьесы. Днем дети смогут увидеть спектакли «Митька в Кащеевой стране» Вениамина Каверина, «Кот в сапогах» Павла Маляревского, «Тимур и его команда» по повести Аркадия Гайдара и др.

Публикация газеты «Коммуна» от 3 ноября 1943 года свидетельствует, что в город на гастроли приезжали артисты Центрального театра железнодорожников. Они показали несколько пьес: «Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина, «Накануне» Александра Афиногенова и 31 октября комедию «Со всяким может случиться» Бориса Ромашова и другие («Коммуна» № 126 от 3 ноября 1943 г.).

На сцене Калужского театра в годы войны выступали Саратовский театр оперетты в составе 120 человек («Коммуна», № 138 от 1 декабря 1943 г.) и Дагестанский театр, в труппе которого в те годы состоял известный актер, надолго связавший свою жизнь с Калугой, Сергей Сладкий. Но калужане ждали свой театр, и это – тема отдельной статьи.

Марина Рыбакова.

Места: Калуга
Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.

Новости по теме