Через тернии к «Самому дорогому»

16:19, 11 июня 2020

Мы рассказывали, что в годы войны культурная жизнь Калуги не затихала, хотя город и лишился своего театра. В помещении клуба имени Андреева шли гастрольные спектакли приезжих актеров. Но калужане ждали свой театр. В июне 1944 года вопрос рассматривался на заседании исполкома Калужского горсовета. Тогда предполагалось передать для театра помещение бывшего клуба Госбанка, заключив договор с Райфинотделом на аренду помещения. Судя по тому, что не удается обнаружить никаких других документов по этому поводу, решение осуществлено не было.

В клубе Андреева

21 октября 1944 года Исполнительный комитет Калужского областного Совета депутатов рассматривал вопрос о переводе Московского драматического театра на постоянную работу в Калугу. В сентябре было принято соответствующее решение Совета Народных Комиссаров СССР за № 1263. Предполагалось, что базой для работы станет железнодорожный клуб имени Андреева, для размещения цехов и производственных мастерских передадут двухэтажное здание, ведущим работникам театра выделят шесть квартир (в проекте было написано «наиболее удобных коммуналок») в 2-3 комнаты по ул. Чичерина, д. 6. Остальных работников театра разместят в частном секторе в комнатах, снятых отделом искусств по договорам с квартиросдатчиками. «Обязать Облторготдел (тов. Никитина) выделить для питания работников искусств г. Калуги столовую закрытого типа и оборудовать таковую к 20.11.44 г.», говорилось также в протоколе. Ее предполагалось отремонтировать к 20 ноября.

Другой документ того же 1944 года, непосредственно связанный с переводом Московского театра к нам, это утвержденное председателем Исполнительного комитета областного Совета депутатов Анатолием Батамировым «Архитектурно-планировочное задание на проектирование и строительство театра и дома советов в г. Калуге». В нем определено место – рынок чуть к северу от центра города, пересечение улиц Ленина и Кирова. Новый театр был построен здесь, но только в 1958-м, хотя место присмотрели именно тогда…

«Западная половина этой площади предназначается под строительство театра и восточная – под строительство дома советов… Каждое из этих зданий должно быть размещено таким образом, чтобы перед ним, с юга, оставалась свободная площадь, застраиваемая этими зданиями по северному ее периметру; при этом, в случае недостатка фронта застройки у театрального здания, для организации соответствующей половины площади, может быть допущено проектирование объема музыкальной школы с концертным залом, с непосредственным примыканием этого здания к зданию театра.

Линия застройки может развиваться либо «П»-образно, либо полуциркульной /полуэллиптической/ кривой, либо в форме половины правильного восьмигранника…

Со стороны северных фасадов этих зданий может быть запроектирована также площадь, но меньших размеров, раскрывающаяся непосредственно на Интернациональную ул. (ныне Суворова. - Ред.); восточный и западный фронт этой малой площади может проектироваться к застройке жилыми зданиями.

На самой площади по обеим сторонам меридионального проезда по ул. Ленина могут быть намечены скверы или фонтаны, при этом размещение их на площади, а также их размеры и форма должны быть решены с учетом широких подъездов к каждому из этих зданий.

В высотном отношении эти здания должны быть решены также с учетом рельефа местности и местной архитектурной средой; при этом ведущая высота всего комплекса должна соответствовать высоте не менее как четырехэтажного здания…

В архитектурном отношении комплекс этих сооружений должен быть решен как центральный городской ансамбль единого общественно-политического центра города областного значения. Общая монументальность форм этого ансамбля, созвучная эпохе социалистического строительства в период нарастающих мировых побед на фронтах Великой Отечественной войны, должна вместе с тем корреспондировать с архитектурным наследием калужского прошлого, представленного в южной, старейшей части города такими сооружениями, как комплекс бывших Присутственных мест, Гостиный Двор и ряд других сооружений».

Задание подписал главный городской архитектор Васильев. Этот документ хранится в Государственном архиве Калужской области в фонде Исполнительного комитета Калужского областного Совета народных депутатов (Р-883).

Торский в роли Сталина

Калуга ждала столичный театр и готовила ему достойную встречу. Однако ожидаемого перевода так и не случилось. 

В Калугу приехал только  режиссер и актер Владимир Торский, назначенный директором, ему было поручено формирование труппы. Кроме того, на его голову свалились и другие организационные и финансовые проблемы, вплоть до машины-трехтонки с генератором, которую предполагалось закрепить за театром. 

Как известно, театр - не только сцена и зрительный зал, требуются подсобные помещения. Поэтому в мае 1945 года Калужский облисполком рассматривал возможность передать для этих нужд дом № 41 по улице Достоевского. Занимавшая его организация находилась в ведении Наркомата автотранспорта РСФСР. 14 мая 1945 года Исполнительный комитет Калужского областного Совета депутатов принял постановление «Об организации областного драматического театра в г. Калуге».

Оно предписывало областному Управлению по делам искусств сформировать Калужский областной драматический театр, его директором и художественным руководителем утверждало заслуженного артиста РСФСР Владимира Торского, для нужд театра передавались здания на Достоевского, 41, и Тульской, 83, а также второй этаж городской гостиницы для временного размещения артистов. Оговаривалось снабжение административного, творческого и хозяйственно-технического состава театра по московским нормам 1945 года, согласно указанию Наркомторга СССР. В постановлении содержался пункт о предоставлении квартир для ведущих актеров в домах, принадлежащих заводам НКПС, КЭМЗ, Управлению железной дороги. Областное Управление автотранспорта обязано было передать в распоряжение театра «одну грузовую газогенераторную автомашину (трехтонку) с местонахождением ее и техобслуживанием автотранспортной конторой». Отдельный пункт предписывал «довести до сведения Совнаркома СССР то, что его постановление от 23 сентября 1944 г. о переводе Московского драматического театра в г. Калугу - не выполнено».

21 июня 1945 года, Исполнительным комитетом Калужского областного Совета депутатов вновь рассматривается вопрос «Об организации областного драматического театра в г. Калуге». Проект постановления схож с предыдущим, только там упоминаются другие дома, передаваемые для нужд театра: один по Тульской, 99, возвращаемый военной частью, и два по Баррикад. Жильцам предоставляется площадь в других домах. Снова разбираются вопросы снабжения.

4 ноября 1945 года в Калуге состоялось открытие театрального сезона. В пьесе В. Пашенной и А. Смирнова «Самое дорогое (сыновья)» одним из действующих лиц был Сталин, его роль сыграл Владимир Торский. Из прежнего состава труппы возвратились В.И. Никитина, О.В. Топорнина, заслуженный деятель искусств Дагестанской АССР С.Н. Сладкий. 

Трудности в первое время были значительные. Состав формировался из актеров, совершенно не знавших творческого лица друг друга. В штатном расписании за 1944 год предполагалось 40 актеров, не говоря об администрации и других сотрудниках. Как это ни кажется странным, театра не было, а расписание существовало. Тем не менее он открылся для калужан, хотя трудности восстановительного периода были ещё впереди. Но это уже тема другой статьи.

Марина Рыбакова.

Места: Калуга
Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.

Новости по теме