Академические страсти

00:00, 12 октября 2005

В большом выставочном зале Дома художника - очередная выставка. Называется она так: «Ретроспектива выпускников и учащихся отделения изобразительного искусства Калужского колледжа культуры».

Можно сказать, юбилей - пятнадцать лет со дня организации в одном из наших старинных средних учебных заведений нового отделения, которое в нелёгкие для страны годы вознамерилось готовить в Калуге профессиональных художников. Это в то время, когда масса уже давно дипломированных живописцев, скульпторов, рисовальщиков стране были не нужны:

Экспозиция производит сильное впечатление, правда, невооружённым глазом замечаешь, что подавляющее большинство экспонатов - картины. То есть произведений графики, ваяния и декоративно-прикладного искусства на выставке почти нет. Это неудивительно, поскольку большинство преподавателей художественного отделения - известные в Калуге живописцы: супруги Станислав и Лариса Минченко, Рустам Ахмедов, Татьяна Духанова, Сергей Золотарёв, Наталья Карякина. Нельзя сказать, что каждый из перечисленных мастеров кисти (и ещё многие другие преподаватели) воспитывает своих учеников на собственном примере, навязывает свои взгляды и вкусы, собственную манеру письма и прочее. А всё-таки очень заметно разделение представленных картин на два направления, на две школы: на традиционную академическую школу реалистической живописи и на более современную, как бы это поточней назвать, - экспрессивно-монументальную школу, что ли. Последняя - она ведь тоже традиционная, тоже, можно сказать, реалистическая - никакой не абстракционизм, не кубизм. Тем более не суперсовременный «концептуализм», который, на мой взгляд, уже по сути и не может быть назван изобразительным искусством - оно уже нечто иное.

Экспрессивно-монументальное направление в Калужском колледже культуры ярко представлено учениками преподавателя Рустама Ахмедова. Академизм не менее ярко представляют ученики Станислава Минченко, Татьяны Духановой и других преподавателей. Какое направление лучше - так ставить вопрос не корректно. В итоге все решает индивидуальность ученика, его талант, его божий дар. Нередко бывает, что воспитанник самого ортодоксального академиста, став профессионалом, исповедует авангардное искусство. Бывает наоборот. Приверженцы академической педагогической школы дольше держат своих учеников на привязи традиций, позже разрешают иметь собственное мировоззрение, скрупулёзней изучают с воспитанниками техническую сторону мастерства. Их оппоненты раньше разрешают своим «свободу творчества». Это тоже хорошо, поскольку технику освоить легче, чем развить в себе индивидуальность и широту мировосприятия.

Думается, что художественному отделению Калужского колледжа культуры повезло, что полноценно представлены оба направления. Один из ведущих преподавателей-академистов, Станислав Минченко, встреченный автором статьи в выставочном зале, рассказал о том, какие жаркие и эмоциональные творческие обсуждения студенческих работ бывают в колледже. Может, именно поэтому столь серьёзны успехи выпускников, представителей той и другой школы. Многие из посетителей этой выставки, особенно профессионалы - художники, искусствоведы, отмечают, что профессиональный уровень портретов, пейзажей, натюрмортов большинства студентов и выпускников соответствует уровню выпускников художественных училищ. Впрочем, рекомендуем читателям убедиться в этом самим.

Валерий ВАСИЛЬЕВ
Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.