Общество | Официально | Политика | Экономика | Мы и закон | Наука и образование | Потребителю | Здравоохранение | ЖКХ | Культура | Спорт | Память |
В Доме Шамиля показали «Маски мира»
Музей буквально окутан мистическим настроением, здесь все красочно и таинственно. В экспозиции – маски и деревянные фигуры народов и народностей разных стран. Многие из них аутентичны, были сделаны в XIX – начале XX веков, хотя встречаются и современные реплики. Эти экзотические предметы представлены из частного собрания московских коллекционеров Болысовых и принадлежат древней культуре Коло-сва («Круг птицы»).
– Коллекция начала формироваться в семье моего супруга. Ее история очень интересна, – рассказывает организатор выставки Татьяна Болысова. – Все родственники по линии мужа – потомственные врачи. Изу-чая медицину на протяжении многих лет, они не могли обойти стороной нестандартные, энергетические методики реабилитации. Предок мужа Константин Болысов во время Крымской войны излечил от серьезной болезни английского офицера. Тот в знак благодарности преподнес своему спасителю... маску. Она стала первой в коллекции. Мы поставили перед собой задачу не просто показать людям какие-то необычные предметы, а дать им возможность познакомиться с культурой разных стран и, конечно, узнать о культуре своей страны, потому что наши современники мало знают, например, о мифологии и масках России, а ведь они хранят в себе глубокий фольклорный пласт.
Такая выставка своего рода мини-сенсация. Маски присутствуют как неотъемлемый элемент во многих культурах, а в зале есть раритеты из Америки, Индии, Африки, России. Оказывается, в русской ритуалистике тоже были маски. К примеру, во время некоторых обрядов ряженые закрывали лицо, мазали его мукой или сажей. Маска-личина входила в костюм скоморохов. Интерес к маскам присущ современным праздникам как эхо древнего язычества. Достаточно вспомнить нашу Масленицу с широким гуляньем, забавами, сожжением масленичной куклы.
Представлена в экспозиции и маска Тары – самой чтимой богини Тибета. Тара олицетворяет сострадание. Вообще в буддизме и индуизме огромный божественный пантеон. Помимо известного всем Будды, который считается главным духовным учителем, есть много других существ. Несмотря на то что они выглядят устрашающе, люди обращаются к ним за помощью как к защитникам. Выпученные глаза, оскалы, клыки – все это сделано для того, чтобы отпугнуть злых духов.
Гвоздем выставки в самом прямом смысле стала деревянная африканская скульптура Нкиси-Нкоди. Она утыкана гвоздями. По верованиям жителей Африки, Нкиси-Нкоди имеет несколько назначений, в том числе выполняет охранную функцию, потому изображена с копьями в руках. Также в ее власти исполнение желаний. По числу гвоздей в теле можно понять, сколько раз к ней обращались за помощью. Так что калужанам представляется хорошая возможность прийти в музей и загадать желание!
Очень специфична маска африканского племени Пенде, проживающего в юго-западной части Республики Конго, она имеет удлиненную бороду. Как правило, такие маски использовали в церемонии празднования начала посевной, для ритуальных костюмированных танцев, которые имели право исполнять только мужчины. Считалось, что мужская сила должна дать земле плодородие.
А вот Рангда в традиционной мифологии острова Бали считается королевой демонов. Эта демоница олицетворяет зло, невежество, коварство. В тот момент, когда много столетий назад она правила на Бали, балийцы были самыми несчастными людьми, но пришел Баронг – существо с чертами льва и «начальник» добрых сил, который одержал победу над Рангдой. С тех пор индонезийцы живут буквально в райском уголке, став глубоко духовными людьми. Интересно то, что маски Баронга очень популярны у жителей острова, принимают участие практически во всех театральных постановках.
* * *
Сейчас музей Болысовых насчитывает порядка двух тысяч масок. Параллельно с Калугой похожая выставка проходит в подмосковном Егорьевске.