Дорога к сути

00:00, 02 октября 2010

Юбилей главного режиссёра Калужского ТЮЗа Михаила Визгова.

Юбилей главного режиссёра Калужского ТЮЗа Михаила Визгова.

Шестьдесят пять лет… Много это или мало? Пожалуй, что и не мало, и не много. В самый раз! Во всяком случае когда речь идет о таких людях, как Михаил Алексеевич Визгов, главный режиссер Калужского театра юного зрителя, встречающий сегодня свой юбилей. Он уже многое успел сделать, но вроде бы еще не готов подводить итоги.

Когда-то он был одним из тех, кто создавал ТЮЗ, был ярким и дельным актером. Позднее возглавлял театральную студию Дома учителя. А в самом начале девяностых годов вернулся в ТЮЗ уже главным режиссером. И вот скоро будет уже два десятилетия, как руководит художественной деятельностью этого театра.

А ведь никому не надо напоминать, какие это были годы. Крушение советской власти. Лихие девяностые. Странные – нулевые. К тому же в ту пору, когда Михаил принял на себя творческое руководство

ТЮЗом, от этого любительского театра почти ничего и не осталось. А Визгов не только восстановил его, но и качественно переустроил. Теперь это уже не любительский, а профессиональный театр.

Создан крепкий актерский коллектив: часть артистов ТЮЗа получила специальное высшее образование, часть учится в Ярославском театральном институте. В театре работали и работают замечательные композиторы, художники, хореографы, другие специалисты самых разнообразных профессий. И все это обилие талантов, умений, знаний уверенно, твердо организуется, соединяется воедино и направляется главрежем – Михаилом Визговым. Трудно даже и представить, сколько для этого требуется и душевной твердости, и душевной мягкости, и, конечно, душевной силы.

Да и объемы театральных трудов ныне огромные. Спектакли – чуть ли не каждый день. Количество театральных постановок, осуществленных Михаилом Визговым, более шестидесяти, при том что ни один из этих спектаклей не сделан походя, между прочим, абы как. Визгов из породы людей, не умеющих халтурить. Да и легкомыслием природа его не наделила. Его ум, его душа всегда в работе.

Но, пожалуй, самое главное – это то, что у нынешнего ТЮЗа своя собственная творческая идеология: целый ряд весомых принципов и идей.

Казалось бы, что плохого было бы, если б ТЮЗ изготовлял изящные театральные игрушки для детей дошкольного и школьного возраста? Это и просто, и весело, а уж как дети и их родители были бы довольны! Да ведь и время такое: все больше и больше театров превращается в сугубо коммерческие предприятия, а оптимизм, развлекаловка в цене. Визгов же продолжает и продолжает заниматься старомодным ныне делом – создает искусство. Серьезное. Умное. Вдумчивое. Идет, что называется, против течения.

Это не значит, конечно, что в создаваемых им спектаклях нет места веселью, иронии, юмору. Визгов слишком уважает своих – юных! – зрителей, чтобы заставить их зевать во время спектаклей. Напротив, он умеет завладеть вниманием даже такой публики, с которой... страшно было бы повстречаться в темной подворотне. Да и с дошколятами он общий язык находит, а это, поверьте, тоже непросто.

Театральные действа, создаваемые им, динамичны. Все-то в них выверенно, слаженно, крепко скроено. Причем в каждой такой постройке живет мысль, и часто очень большая мысль. Хотя, казалось бы, зачем тут философствовать? Для детей ведь приходится работать. Значит, надо бы попроще…

И правильно! Визгов всегда стремится к простоте, что, кстати сказать, само по себе непросто. Еще многомудрый Станиславский писал: «В искусстве чем проще, тем труднее; простое должно быть содержательно: лишенное сущности, оно теряет смысл». Так вот та простота, которой очень часто достигает Визгов, не лишена сущности, не теряет смысла. Она истинно содержательна, потому как конкретна, то есть жизненна и духовна.

Спектакли Визгова – они ведь очень разные. Именно в силу конкретности решений. Изысканно-стильный, тонкой иронией пронизанный «Соловей». Суровой силой проникнутая «Гроза». Мудрая и поэтичная «Снежная королева». Жестко реалистический спектакль «Будь здоров, школяр!». И так далее, и так далее.

Но по сути своей все театральные создания Михаила Визгова едины, в смысловое единство стянуты. Глубинная тема у них одна и та же: смысл жизни. И осмысляется эта тема очень просто, то есть глубинно, сущностно. Суть жизни – она же всегда проста, ясна и светла.

Визгов и зрителей учит видеть то простое, во что погружена и чем жива жизнь наша. Учит за мелочью быта видеть бытие. Учит видеть, даже и в самых темных душах, искру Божию. Работа эта нелегкая да и не очень приметная извне - во всяком случае для многих взрослых театралов. Но это очень нужная, очень важная работа. Всем нам нужная – и детям, и взрослым.

Вера, Надежда, Любовь

Что может быть лучше доброй русской сказки! Особенно в наши времена, когда в искусстве так много грязи и гламура. Так что нет ничего удивительного в том, что свой 46-й театральный сезон калужский ТЮЗ открыл прекрасной театральной сказкой – «Финист Ясный сокол» (по пьесе С.Прокофьевой и И.Токмаковой).

Вряд ли стоит напоминать сюжет этой сказки, увлекательный, но не слишком замысловатый. Вероятно, все его помнят еще с детства. Да он и очень типичен для народных сказок. Есть тут девица-красавица – Дуняшка (мне довелось увидеть ее в исполнении юной примы театра Екатерины Крохмалевой). Есть, конечно же, и красный молодец, правда, с непростой судьбой: Финист Ясный сокол (в исполнении яркого, пластичного актера Станислава Горталова)– как-никак выученик самого Кощея, знаток черной магии, стремящийся от своего страшного знания избавиться. Есть и очень даже сказочные кот и пес, чрезвычайно похожие на талантливых актеров ТЮЗа Ярослава Орляченко и Кирилла Ланцева.

Ну и, конечно же, злые родственницы Дуняшки – Фекла да Агафья (Екатерина Семина и Евгения Гравит, великолепные характерные актрисы), и совсем уж нехорошие существа – сам Кощей (в исполнении добрейшего Сергея Соболева) и дочь его Нерада (Евгения Одинцова – на удивление органичная в этой роли), и прислужница Крапивишна (блистательная Маргарита Четверикова).

Главное же – есть тут сам дух сказки. Сколь бы динамично ни развивалась интрига спектакля, а все же стать у него поэтичнейшая. Сказывается в этом и продуманность звукового оформления, отнюдь не анемичного, шумного даже порой, но пронизанного тонкими ритмами, красивыми мелодиями (как всегда, хорошо поработали Евгения Хозикова и Давид Матюхин). Сказочно и художественное оформление – особенно выразительно смотрятся владения Кощея, окруженные невидимой, но действительно прочной стеной (тут уж постаралась художница Тамара Голованова).

И все же не этим, пожалуй, примечателен в первую очередь спектакль. В конце концов, постановщик спектакля Михаил Визгов не впервые ставит театральную сказку. Уж он-то давно умеет строить сказочные образы – из самых разнородных литературных и сценических материалов. Интереснее другое – содержательный строй спектакля.

Визгов в какой-то мере трансформирует внутренний строй сказки. Сказочные образы, как известно, статичны, практически неизменны. В спектакле же Визгова приметно нечто иное. Как минимум два образа даны в развитии: в меньшей степени – Финист Ясный сокол, в большей степени – Дуняшка. С Финистом дело обстоит просто: он должен очиститься от всего колдовского, черного, что скопилось в его душе. Что, конечно же, и происходит. А вот о Дуняшке (и о Крохмалевой) – разговор особый. Ее унижают и обманывают, она претерпевает великие испытания и, казалось бы, не изменяется: остается доброй, ясной, доверчивой. Но на деле она обретает кое-что очень даже дельное: душевную зрелость. Она осознает свою духовную силу.

И как раз эта духовная сила, все более обнаруживающая себя, и составляет главную тему спектакля. Добрая, светлая Дуняшка, даже и дойдя до Кощеева царства, не теряет Веру. Ее легко обмануть. Вот только победить ее нельзя. Ее сила – это сила любви, сила смирения. Та светлая сила, которой никакие кощеи не страшны.

Даже странно: в спектакле ни единого слова нет о великих ценностях христианства, а сам он – христианский. По смыслу своему, по сути…

Потому, кстати сказать, даже нехорошие герои спектакля – не столь уж и страшные. Злые Фекла да Агафья в конечном счете от собственной же злобы и страдают: нет им счастья в жизни. А Кощею доброта Дуняшки прямо-таки боль причиняет. Да и Нерада – не рада: как-никак без Финиста остается, без любви то есть.

Вот такое непростое содержание у простой театральной сказки. И это – не взрослые мудрствования «по поводу». Уверен, что содержание это и малыми детьми, спектакль увидевшими, в полной мере воспринимается. Может, даже и получше, чем нами, взрослыми. Дети ведь сказку эту не умом воспринимают, а душой.

Владимир ОБУХОВ.
Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.