Упражнения в прекрасном

16:46, 26 октября 2020

Мы в регионе уже попривыкли, а вот гости области испытывают настоящий эстетический шок от одного вида двора этой небольшой сельской школы. Мятлевская средняя общеобразовательная школа имени народного учителя РФ Александра Федоровича Иванова – особенная, даже в стране трудно сыскать похожую по полету мысли, творчества, трудового энтузиазма. Ее территория площадью в 2 тысячи кв. метров представляет собой гармоничное пространство цветников, деревьев и кустарников, овощных посадок, смысловых декоративных конструкций, скульптур и топиарных фигур. Люди восхищаются работой профессионального дизайнера, но, пообщавшись с коллективом школы и ее учениками, осознают, что всю эту красоту они сделали своими руками. 

Чудесный парк

Декоративный парк школы поделен на две зоны. Слева от парадного входа в учебное заведение – зеленый газон с цветочным хороводом, справа – мини-сквер «Цветочная геометрия» с лавочками и декоративными элементами.

Клумбы сквера выполнены в виде геометрических фигур. На каждой из них весной, летом и даже осенью – уникальный орнамент из ярких растений. Особенность флористического решения – максимальная посезонная декоративность. Дополняют «геометрию» растущие по периметру туи разных сортов, которых становится все больше с каждым годом. В зонах отдыха – парковая мебель из экологически чистого материала.

С другой стороны на зеленом газоне расположились сектора, обрамленные цветочными культурами. Это «хороводы» вокруг тематических композиций. Центральная инсталляция, объединяющая весь замысел, – в форме крупных цветов из металла и пластика.

Калейдоскоп

«Хороводы» окружают скульптуры из живых цветов, созданные по разработанной в мятлевской школе уникальной технологии, о которой не рассказывают каждому праздно любопытствующему. Паровозик, бабочка, жар-птица, Дюймовочка, заяц, тигр, жираф – эти фигуры из солнечных бархатцев или осенних астр не просто красивы, каждая из них со смыслом. Одни олицетворяют сказочный мир детства, другие становятся символами событий в жизни школы, региона, страны.

Многие ученики увлекаются одним из самых интеллектуальных видов спорта, и в 2017 году в парке появился шахматный дворик с цветочными гроссмейстерами и шахматной королевой. В год чемпионата мира по футболу участок украшал волк Забивака, а космическая ракета установлена в честь 75-летия образования нашей области. Ну а самым первым здесь появился цветочный паровозик – символ поселка Мятлево, история которого начинается с железнодорожной станции. Не просто так на школьном дворе «выросла» и фигура тигра. Она привлекала внимание к проблеме исчезновения вымирающих видов этих животных.

Каждый год тематика композиций меняется. Создание этих произведений требует немало усилий, фантазии и знаний.

Картину волшебного парка дополняют деревянные скульптуры, различные декоративные конструкции из металла. 

В темное время суток пришкольное пространство выглядит и вовсе сказочно – мягкая подсветка преображает декоративный парк, изменяя его краски и очертания, дополняя тенями, играя оттенками и орнаментами, словно в калейдоскопе. 

Труд как праздник

Директор школы Тамара Никишина рассказывает, что на участке задействованы все, от мала до велика. В трудовом объединении «Муравей» вместе со школьниками состоят учителя и родители, подавая пример трудолюбия и делясь познаниями в агротехнике. Самую сложную физическую работу выполняют папы из совета отцов, который многие годы существует в школе. Они мастерят металлические конструкции, чинят садовую мебель и прочее. 

Некоторые папы настолько увлекаются процессом, что остаются друзьями и помощниками школы, даже когда дети вырастают. Например, Сергей Петриков. Его дочери уже не учатся в школе, но он на общественных началах трудится на участке с другими родителями и мастерит скульптуры из дерева. Два деревянных жирафа, украшающие парк, – дело его рук.

Зачастую субботники и трудовые десанты здесь проходят под музыку, в перерывах – свежеиспеченные булочки и компот на свежем воздухе.

 – Во время практических работ на пришкольном участке мы не разделяем детей на классы – ребята трудятся все вместе. Старшие помогают младшим, а младшие учатся у старших. Мы стараемся создать атмосферу праздника, чтобы все получали удовольствие от процесса и наслаждались его результатом.

Ни в коем случае ребята не должны воспринимать свое участие как нечто принудительное, как обязанность. Они чувствуют свою причастность к созданию нового облика школы. Учатся не только правильно ухаживать за овощными и декоративными растениями, но и видеть и ценить красоту, созданную своими руками. Работая на учебно-опытном участке, наши ученики приобретают новые знания и практический опыт, который многим из них пригождается в жизни. В дальнейшем они идут учиться в Тимирязевскую академию, на факультет почвоведения в МГУ им. М.В. Ломоносова, в Бауманский университет по специальности «Охрана окружающей среды», – рассказывает Тамара Владимировна.

Видно, насколько творчески взрослые и дети подходят к уходу за растениями, к оформлению цветников. Конечно, требуется немало времени и сил для обработки земли, высадки рассады, полива, прополки. Саженцы и рассаду здесь не покупают, а выращивают самостоятельно, а остатки отдают в местный детский сад или для украшения парков и улиц поселка. 

А сколько труда стоило подготовить пришкольную территорию под будущее озеленение и благоустройство! Раньше там была заболоченная, заросшая кустарником и старыми тополями местность. Сначала выкорчевали около сотни перестойных деревьев, осушили землю, выровняли площадку, создали песчаную подушку, а потом только привезли и уплотнили почвенный грунт и начали готовить его к будущим посадкам. Спроектировали территорию, продумали оформление.

Со всем этим коллектив школы, учащиеся и родители успешно справились, потому что всегда работают сообща. Даже повар школьной столовой Галина Москалева никогда не остается в стороне. Отлично разбираясь в цветах, энергичная и неутомимая на выдумки, она всегда помогает оформлять клумбы и готовиться к выставкам.

Научный подход

С практическим проектом по ландшафтному дизайну «Декоративно-цветочный парк» ученица и руководитель школьного трудового объединения Екатерина Воробьева даже выступила на всероссийском юннатском конкурсе, в результате чего вошла в состав молодежного правительства области – стала там «министром» природных ресурсов и экологии. Сейчас девочка учится в 11 классе и хочет связать жизнь с профессией экологического направления. Так же, как это сделала Наталья Полякова, выпускница школы и прежний руководитель «Муравья», поступившая в КГУ им. К.Э. Циолковского на факультет естествознания. Девушка уверена, что опыт практической и научно-исследовательской деятельности на пришкольном участке привел ее в профессию.

Со своими смелыми и креативными идеями сельские мальчишки и девчонки участвуют в выставках, конференциях, слетах, мастер-классах разного масштаба. О больших успехах мятлевских юннатов свидетельствуют многочисленные награды и достижения.

 – Мы не просто поддерживаем порядок и выращиваем цветы на участке, мы проводим эксперименты и научные исследования, – говорит ученица Ксения Острик. – Принимаем участие в экологических мероприятиях. Сейчас готовимся к сортоиспытательному конкурсу агрофирмы «Семко-Юниор», а в прошлом году я стала финалисткой чемпионата молодых профессионалов WorldSkills в номинации «Флористика». Я очень люблю составлять букеты из природных материалов, создавать эскизы будущих цветников. Мне нравится сажать растения, ведь даже самый скромный цветочек, выращенный своими руками, – настоящее чудо. Много знаний и практических умений нам дают учителя. Флористическому искусству обучает Ирина Алексеевна Кокорева, а исследовательской деятельностью руководит Лариса Васильевна Аверьянова.

Дела огородные

Кроме декоративных растений юные агрономы выращивают и овощи. Каждую осень трудовое объединение собирает богатый урожай лука, моркови, капусты, кабачков, свеклы. Картофель выращивают с применением средств механизации на территории местной рыболовно-туристической базы «Урочище Щукино», с которой школа тесно сотрудничает. Ее руководитель Геннадий Гринько с радостью помогает ребятам постигать «азбуку» земли. К сожалению, в этом году из-за частых ливней большого урожая с участка не удалось собрать. Поэтому основной упор сделали на сортоиспытание.

Вот так, совместными усилиями взрослых и детей мятлевский пришкольный участок с ранней весны и до поздней осени утопает в цветах, всегда выглядит опрятным и ухоженным. Он и радует глаз, и кормит. У юннатов и педагогов еще много идей по его использованию и дизайну. К примеру, перед школой они хотят вырастить фруктовый сад, а во дворе планируют обустроить зеленый дворик для отдыха и занятий учащихся начальных классов на свежем воздухе.

Анна Боронина.

Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.

Новости по теме